Лекция 5. Культура Древнего Востока.
Лекция 5. Культура Древнего Востока.
План:
1. Культура Древней Месопотамии (Двуречье).
2. Культура Древнего Египта.
3. Культура Древней Индии
4. Культура Древнего Китая
1. Культура Древней Месопотамии (Двуречье)
Культура Месопотамии – одна из древнейших мировых культур. Она возникла в долине реки Тигра и Евфрата в 4 тыс. до н.э. В Месопотамии были очень хорошие условия для земледелия, поскольку разливы рек орошали почву и приносили плодородный ил. Но и люди вкладывали огромный труд в постройку каналов, плотин, осушение болот. Густая сеть оросительных каналов и тщательная обработка земли позволила получать обильные урожаи. В результате этого народ Месопотамии освободился от страха перед голодом, выделились большие группы людей, занятых в других отраслях хозяйства, в частности в развивавщихся в то время ремеслах. К третьему тысячелетию до новой эры появилось около двадцати городовгосударств. Это были Ур, Урук, Аккад, Лагаш, Киш, Умма, Вавилон и др. Большая часть этих городов была основана шумерами. Вот почему культуру Древней Месопотамии (Двуречья) принято называть также Шумерской культурой.
Одним из наиболее значимых достижений культуры Древней Месопотамии считается изобретение письменности, которое относится к 4 тысячелетию до н.э. – клинопись. Клинопись – это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Сохранилось много памятников шумерской литературы – они записаны на глиняных табличках, и почти все из них удалось прочесть. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам.
Впоследствии картинная письменность уступила место другому виду письменности, когда с помощью символов передавались не конкретные предметы или действия, а звуки. Сначала появились знаки для обозначения слогов, затем стали появляться алфавитные знаки. И к середине первого тысячелетия до новой эры клинопись полностью становится алфавитным письмом.
Но не только письменность является единственным достижением культуры Месопотамии. Огромную роль сыграла она в развитии математики. Именно здесь возникли сложные системы счета. В Месопотамии умели вычислять дроби, решать уравнения с тремя неизвестными, предсказывать лунные и солнечные затмения, вавилонские врачи делали довольно сложные глазные операции (снятие катаракты бронзовым ножом).
Другая наука, ведущая начало в Древнем Двуречье, – астрономия. Именно в Месопотамии возникли первые научные мысли, которые легли в основу астрономии.
Великолепны литературные достижения народов Междуречья. Ими были созданы первые библиотечные каталоги. Такие литературные жанры, как поэма и элегия, также впервые появились в Месопотамии.
Стоит отметить и монументальное искусство Двуречья, на которое наложила отпечаток местная религия. Примером архитектурных достижений являются храмы Месопотамии. Священные храмы – зиккураты возводились на холмах из сырцовых кирпичей и облицовывались глазурованными плитками, выложенными мозаично в виде геометрического орнамента. Зиккурат, построенный в Вавилоне (высота 91м), упоминается в Библии.
Роль храмов в жизни людей была огромной. На их территории работали тысячи крестьян и рабов, храмы вели торговлю, в них была развита культурная жизнь: имелись свои школы и библиотеки.
Древние цивилизации Месопотамии явились источником многих научных открытий, технических приспособлений, законов и нравственных правил. На берегах Тигра и Евфрата зародились мифы о рае, о знаменитой Вавилонской башне и Вавилонском столпотворении, всемирном потопе и др. Библейские персонажи (Саргон, Навуходоносор, Ашшурбанипал и др.) имели в Месопотамии своих прототипов. Библейские города (Вавилон, Ниневия, Ур, Урук, Лагаш и др.) возникли за многие сотни лет до создания самой Библии. Таким образом. Месопотамская культура во многом являлась источником библейской мифологии, а достижения цивилизаций Месопотамии пополнили сокровищницу мировой цивилизации.
Важнейшие открытия, касающиеся месопотамской цивилизации и культуры, были сделаны недавно, в прошлом столетии. Эти открытия существенно изменили взгляды на происхождение европейской цивилизации. 2. Культура Древнего Египта
Древний Египет – государство в северо-восточной Африке, в нижнем течении реки Нила. В течение многих веков культура Египта развивалась изолированно, при этом Египет – страна богатой и древней культуры. Слово «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос», т.е. черная земля. В бассейне реки Нила возник гигантский оазис, который стал колыбелью древнеегипетской цивилизации. Плодородие иловых почв, образованных разливами Нила, возможность получать урожай несколько раз в год способствовали концентрации населения в долине. Более трех тысяч лет египетское государство было самым могущественным для своего времени. В этой империи существовали законы, которые были незыблемыми и непостижимыми, вся власть принадлежала правящему классу, которому подчинялся весь остальной египетский народ.
Главой государства в Египте был фараон, которому принадлежала абсолютная власть, весь Египет со всеми его многочисленными ресурсами. Такими абсолютными правами фараона наделяла, прежде всего, религия древних египтян. Именно согласно религии человек должен беспрекословно подчиняться фараону, иначе ему грозят ужасные последствия. Древние египтяне были язычниками, т.е. поклонялись не одному, а многим богам. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов – сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.).
Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах (областях) представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой – огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри – утреннее солнце, Ра – дневное, Атум – вечернее. Многие древнеегипетские религиозные представления восприняты христианством, но в несколько измененном виде. Например, представления о вечной жизни после смерти, о загробном суде, мучениях и пытках грешников.
Изобразительное искусство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, рельефами и росписями, теснейшим образом связано с заупокойным культом. При этом ведущим видом была архитектура, а наиболее значительная профессия – архитектор, который непрерывно следил за строительством на грандиозных стройках, характерных для Египта того времени. Архитектура Древнего Египта не представляется без главного своего достояния культуры – пирамид, которые представляли собой постройки для богов и фараонов и воздвигались из крепких камней. Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была так называемая ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.). С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента: первый – создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60-метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса; второй – воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть «сынов бога». Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина. Их отточенная форма, основанная на пропорциях «золотого сечения», была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.
Очень часто перед дворцами или храмами ставились различные обелиски, которые покрывались иероглифами. Иероглиф представляет рисуночное символическое письмо, которое очень характерно для египетской культуры. Именно из египетского иероглифического письма и появилось слоговое письмо. Для письменности египтянами был придуман папирус, на котором писали острой тростинкой, обмакивая ее в черную краску. Изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности во всех ее основных литературных жанрах. До нас дошли мифы, сказки, повести, басни, философские диалоги, гимны, молитвы, эпитафии, любовная лирика. В более позднее время развивается религиозная драма и появляется светский театр.
Именно в Древнем Египте появился такой вид искусства, как музыка. Ее появление связано, прежде всего, с различными ритуальными обрядами и празднествами, которые и привели к возникновению танцев, пантомим и т.д. музыка, появившаяся тогда, стала разделяться на: а) культовую; б) народную; в) придворную.
Египтяне достигли значительных высот в математике, астрономии, медицине. Они умели определять поверхность куба, решать уравнение с одним неизвестным. Египтяне создали лечебники, появились учения о кровообращении, учения о главном органе – сердце. В Древнем Египте существовало несколько видов врачей: «утробные», зубные и глазные. Наблюдая за небесными светилами, египтяне создали совершенно точный календарь, который также состоял из 365 дней, но отличался тем, что в нем было всего три, а не четыре сезона, в каждом из которых было по три месяца.
Древние египтяне создали часы, которые были водяными и солнечными.
Египетская культура была наиболее яркой на фоне культур других цивилизаций и внесла огромный вклад в культуру всемирную. После исчезновения египетской цивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми люди пользуются до сих пор.
3. Культура Древней Индии.
• Древнейшая Индия. Здесь можно выделить два периода: а) хараппская культура; б) ведическая культура;
• Магадхо-Маурийская эпоха;
• Кушано-Гуптская эпоха.
Достижениями древних индийцев в самых различных областях – литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.
Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм. Корни этой религии уходят в глубокую древность.
О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода – ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна – бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг – растения, горы, реки – считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть. Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.
В индуизме на первый план выдвигается бог – творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он – каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву – бог – разрушитель. Индийцы считали, что индусом нельзя стать, им можно только родиться; что варна – социальная роль и менять ее – грех.
Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махамхарата», в центре которой – любовь к богу и через это – путь религиозному освобождению.
Значительно позднее, чем ведизм Индии сложился буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Буддизм содержал в себе идею о спасении – в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно, следуя определенным заповедям. Жизнь – страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» – праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного “я” можно достичь нирваны.
Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте – крестьянам, с целью донести до них законы и требования. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.
Высокого уровня достигло в Древней Индии литературное творчество, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрике и поэтике. Появляется несколько школ «поэтической науки», ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.
Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.
В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применяться камень. Религиозная архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды).
В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.
Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе, состоящим из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей.
Боги и цари, например, всегда изображались белыми.
Большое развитие в Древней Индии получила наука. Именно в Древней Индии впервые система исчисления стала десятичной, которая легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; о понятия «цифра», «синус», «корень» впервые появились в Древней Индии. Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.
До сих пор в Индии большим почетом пользуется наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехстах операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи, кроме того, упоминается о 120 хирургических инструментах.
Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма – их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особое внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этике.
Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и ЮгоВосточной Азии, письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.
4. Культура Древнего Китая
Около 5 тысяч лет назад на территории современного Китая зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех народов, населявших страны Дальнего Востока. Культура Китая отличалась многообразием и большой жизнестойкостью. Международные войны, крестьянские восстания и разрушительные набеги завоевателей не помешали культуре этой страны сохранить преемственность традиций, впитать и преобразовать все внешние культурные преобразования.
Для культуры Древнего Китая характерно преемственность и самобытность. На начальном этапе своего развития китайцам был свойственен культ природы и предков. Китайцы верили, что все в мире изменяется под действием двух главных сил: Света и Тьмы. С появлением государственности появился и новый культ – обожествление власти царя. По мнению древних китайцев, царь – сын бога на земле, а Китай – Поднебесная.
В середине I тыс. до н.э. в Китае формируются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае.
Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец ЛаоЦзы, автор «Книги о дао и дэ», жил в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э. Основная философская категория даосизма – это «дао» – закон. Весь мир, согласно даосизму, подчинен единому закону – дао. Дао – основа и источник всего существующего, а его определяющим признаком является естественность.
Философский даосизм утверждал, человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное содержание естественного хода событий и стремлений постичь дао.
На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие «абсолютное дао», суть которого сводилось к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даосистская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства и астрологии.
В это же время – в конце VI- начале V вв. до н.э. в Китае важнейшая религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Ее основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 г. до н.э.), известный в европейской транскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших. Он полагал, что вся полнота власти в стране должна принадлежать императору – «сыну неба». Конфуций опирался на культ предков и считал необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов – церемоний, закрепление общественной жизни старых норм. Его учение – это, прежде всего, свод правил, моральных устоев, в основе которых лежал культ послушания старшим по возрасту и должности, идеализация древности.
Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становиться господствующей идеологией правящих классов. На основе его учения и древних религиозных верований возникает система, освещающая идею тотального господства и подчинения.
Основное содержание конфуцианства – это обожествление императора и освещение его власти, император почитается как наместник бога на Земле. Эта религия заимствовала из древних верований многих богов и духов, число которых все время пополнялось за счет обожествления отдельных исторических личностей.
Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял император, общение с мелкими божествами было привилегией государственных чиновников, так называемого «ученого сословия».
На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI веке до н.э. Согласно буддизму жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавление всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятельно, он лишь проявление мистического духа.
К IV веку н.э. буддистская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддистских храмов и монастырей, сотни тысяч монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм, как и даосизм, уступит место конфуцианству.
Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего:
всем им было присуще почитание старших и предков, культ послушания, идея
«недеяния», пассивного, созерцательного отношения к действительности. Человек как личность не предоставлял самостоятельной ценности, общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным».
Древнейшие памятники искусства Китая восходят к 3 тысячелетию до н.э.
– времени существования первобытнообщинного строя. В настоящие время по всей территории Китая обнаружено очень много неолитических стоянок. Археологические исследования, проводящиеся особенно интенсивно в наше время, обнаружили в погребениях и на местах древних жилищ много орудий и расписных мощеных сосудов, дающих представление о наивысшем этапе развития неолитической культуры. Расписные керамические сосуды самых разнообразных форм исполнялись вручную или на гончарном круге. Это либо остродонные сосуды с острыми донышками, либо чаши, расширяющиеся кверху; некоторые сосуды похожи по форме на греческие амфоры. Сосуды подвергались обжигу при высокой температуре; роспись на них обычно исполнялась по серому, коричневатому или красноватому фону глины фиолетовой, красной, черной, желтой и белой краской и лишь орнамент оставался светлым. Вазы, чаши и погребальные урны, сделанные на гончарном круге отличались правильностью форм, тонкостью и красотой узора, большим совершенством исполнения, тогда как сосуды, выполненные от руки, грубее и часто лишены росписи.
Своеобразием китайского искусства является то, что в нем поэзия, живопись и каллиграфия не имеют четких границ, разъединяющих их. В Китае стихи и каллиграфия составляют неотъемлемую часть произведения живописи.
Большого развития в Древнем Китае достигла наука. Древние китайцы во 2 тыс. до н.э. делили год на 12 месяцев. Месяц на 4 недели. С V в. до н.э. вели систематические астрономические наблюдения, дали названия 28 созвездиям, а IV в. до н.э. был составлен первый в мире звездный каталог на 800 светил.
В Древнем Китае в 1 тыс. до н.э. были изобретены и использовались в лечебной практике наркотики; применялось иглоукалывание и прижигание. Китайцы знали свойства прямоугольного треугольника, составляли системы уравнений, знали арифметическую прогрессию, решали задачи на проценты, ввели понятие отрицательных чисел, вели действия с дробями, умели сокращать.
Великим вкладом Древнего Китая в общечеловеческую культуру явилось изобретение бумаги. Изобретение бумаги и туши создало условие для техники эстампов, а затем и возникновению печатной книги. С бумагой и тушью было связано и усовершенствование китайской письменности. Древний Китай – родина компаса, спидометра, сейсмографа, пороха, книгопечатания, водяной мельницы. Большое развитие получает архитектура – Великая Китайская стена, Великий канал, буддийские храмы, высекаемые в скале или пагоды (многоярусные башни).