Стилизация в композиции

Стилизация в композиции

Стиль произведения изобразительного искусства проявляет себя совокупностью особенностей общего вида произведения и его частей, деталей изображения, колорита, композиции и всех остальных особенностей произведения.
Стиль – это наиболее общая категория художественного мышления,
характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве его компонентов, содержания формы, изображения, выражения, личности и эпохи. Если сравнивать такие понятия, как стиль и манера, то манера – это особенные черты творческого процесса, а стиль – это, конечный результат, синтез, целостность всех компонентов художественного произведения. С понятием «стиль» в изобразительном искусстве достаточно тесно
связанно понятие «стилизация». Творческая стилизация обязательно носит индивидуальный характер и подразумевает авторское видение и переработку явлений окружающей действительности, и привнесение в их отображение элементов новизны.
Помимо творческой стилизации существует стилизация подражательная, предполагающая наличие готового образца для подражания и точно воспроизводящая стиль какой-либо эпохи, известного художественного течения, стили и приемы творчества того или иного народа.
При создании декоративных композиций, чаще используется метод творческой стилизации, который предполагает создание натурального объекта в виде художественного символа. Художник творчески переосмысливает реально существующие объекты природы и окружающего мира, что является основным творческим методом и выразительным средством декоративно прикладного искусства. Основной задачей художника в данном процессе является создание нового художественного образа, имеющего повышенную
выразительность и декоративность.
Основными чертами, возникающими в процессе стилизации, являются– простота форм, их обобщенность, символичность, красочность. Декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Отказ от лишнего, второстепенного, мешающего четкому визуальному восприятию объекта, позволяющий обнаружить самое главное, привлечь внимание к сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления. Рассмотрим, как вариант обработки реальной формы, трансформацию
растения. Формы, приближенные к геометрическим, еще больше обобщаются и окончательно превращаются в геометрические (вытянутые вытягиваются еще больше, округлые – округляются или сжимаются). Происходящая при этом сознательная деформация размеров и пропорций изображаемого объекта позволяет усилить декоративность и выразительность изображения, облегчает восприятие зрителем авторского замысла. В одном из случаев – стилизации растения, работа проходит в следую-
щей последовательности: реальное изображение растения; на этом этапе работы необходимо детально изучить строение цветка, листа, бутона, расположении листьев, их группировку, природную окраску и колористические особенности объекта, позволяющие осуществить декоративную переработку изображения. отбрасывая все подробности изображения, оставляем только форму (контур), которая заполняется любым цветом по замыслу автора; в полученное изображение добавляются главные детали, выполненные
в необходимой манере и технике – прожилки, делающие изображение
узнаваемым; окрашенный контур растения с прожилками заполняется декором, выбранным из имеющихся вариантов или придуманным самим автором. Работая с фактурными объектами: кора, мхи, лишайники, спилы деревьев, камни, раковины и так далее, переработать эти мотивы в декор, максимально отображающий суть изображаемого, выразительно трактующий пластику, ритм и
другие особенности объекта.


В другом случае – на примере изображения дерева, стилизация проходит по более сложному детализированному пути:
сначала нужно выполнить реалистичный рисунок дерева с максимально возможным количеством деталей: форма ствола, расположение ветвей, фактура древесной коры; затем, реалистическое изображение следует превратить в стилизованное, отбрасывая «лишние» ветки, убирая второстепенные и повторяющиеся детали, оставляя только то, что необходимо для определения, упрощая форму
ствола; далее отдельные узнаваемые части изображения (ствол, ветви) заменяются абстрактными элементами, позволяющими создать нереалистичное изображение, которое зачастую отличается от первоначального образа; как на стадии стилизованного, так и на стадии абстрактного изображения, можно использовать декор для показа фактуры коры дерева.
Примеры стилизации деревьев.
В основе всех видов и методов стилизации лежит принцип художественной трансформации реальных природных объектов с помощью различных изобразительных средств и приемов. Часто такая трансформация происходит путем упрощения и обобщения формы изображаемого объекта, укрупнения или уменьшения частей объекта, изменения количества деталей, природного цвета. Допустимо объединение различных частей стилизованного изображения, позволяющего создать максимально выразительный образ, да-
же, если первично элементы этого изображения были скопированы с различных объектов природы или природной среды.
В декоративной композиции основное внимание уделяется нескольким темам: стилизация в орнаменте, стилизация природных объектов (растения, цветы, фрукты, птицы, животные, рыбы), декоративная стилизация в пейзаже, декоративная стилизация в натюрморте, портрете и беспредметная композиция Окружающая нас реальность является прекрасным объектом для рабо-
ты над стилизацией природных форм. Можно достаточно долго рассматривать и изучать, изображать один и тот же природный объект, открывая новые его качества и стороны, в зависимости от поставленной задачи. В процессе освоения навыков стилизации природные объекты имеют неоспоримое преимущество в работе. Они доступны, многовариантны, легко изображаются,
понятны для анализа и переработки изображения. Можно начать знакомство со стилизацией растительных объектов с изображения цветов, деревьев, травы, мхов, лишайников. Многие из этих объектов настолько выразительны, что практически готовы как декоративные изображения. В работе по стилизации природных форм можно пойти от реалистичных зарисовок выбранных объектов с последующей переработкой формы и графического наполнения изображения. Постепенно выявляя декоративные качества изображаемого,
или сразу выполнять стилизованные декоративные зарисовки, отталкиваясь от природных особенностей формы и декора. При работе следует избегать слишком реалистичных изображений и натуралистической трактовки образа.
Стилизованные изображения объектов растительного и животного мира используются как элементы орнаментов. Орнаментальные композиции представляют собой упорядоченные и закономерные построения. От выразительности разрабатываемых мотивов зависит характер орнамента.
Рассмотрим построение орнамента из растительных форм. Работу
можно построить по следующей схеме:
  • Сначала следует определить статичной или динамичной будет композиция.
  • Затем, выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсов. При работе над эскизами следует выделить характерные особенности растения. Утрировать форму максимально: если колокольчик имеет вытянутую форму, то её можно ещё более вытягивать, а одуванчик, имеющий округлую форму, максимально округлить. Большое значение имеют ракурсы объектов, наклоны, повороты деталей. В статичной композиции нужно избегать разворотов в три четверти, а изображать сверху или сбоку, располагая по вертикальной или горизонтальной оси. Использовать ракурсы объектов и повороты следует в динамичной композиции. В процессе стилизации возможно изменение размеров и пропорций объекта.
  • Выстраивая пластическую направленность мотивов, следует использовать направление развития формы для гармоничной компоновки орнамента. Особое внимание следует обратить на изгибы и изломы формы,  также на характер линий силуэта и декора изображаемого растения: прямолинейные, обтекаемые, ритмичные, выражая статику или динамику композиции орнамента.
  • Найти интересный ритм, группировку форм, элементов.
  • Цвет и колорит орнаментальной композиции может быть условным, совершенно отличным от натурального варианта. Изображение животных также требует условной передачи. Силуэт должен быть цельным, вписываться в простые геометрические фигуры.
Примеры растительных и животных орнаментов.


Стилизация в пейзаже
Создание декоративного пейзажа следует начинать с осмысления его в целом. Выбранные в качестве мотива формы проходят сложный путь преобразования и трансформации. Как и любая декоративная плоскостная композиция, декоративный пейзаж, обычно выполняется в двухмерном пространстве. Все объекты пейзажа показываются с одинаковой точностью, четкостью, линейная и воздушная перспектива отсутствуют, задний и передний планы сближаются с общим средним. Законы декоративной композиции требуют четко и максимально выразительно передавать картины окружающей среды, отбрасывая все ненужное, второстепенное, все, что мешает вырази-
тельно передать состояние природы и конкретных природных явлений. Поэтому, убираем мелкие подробности, упрощаем форму объектов, сглаживаем рельефы гор, холмов, облаков, окружающей местности, обобщаем детали, проводим стилизацию (акцентируя и выделяя самые характерные детали пейзажа). После проделанной работы уточняем степень стилизации объектов композиции и среды, в которой они изображены. Степень обобщения и условности в стилизованном пейзаже может быть достаточно велика и доходить до абстракции, не переходя при этом границы жанровой узнаваемости. Цвет в декоративном пейзаже играет важную роль. Он может быть использован как с учетом реальной окраски объектов пейзажа, так и произвольно, в согласии с авторским замыслом.
Стилизация в натюрморте
Жанр натюрморт многообразен и показателен в процессе освоения приемов декоративной стилизации. Для создания декоративных стилизованных натюрмортов применяются общие методы и приемы декоративной стилизации. Основным требованием к созданию любого натюрморта является достижение полного единства группы изображаемых объектов. При этом в натюрморте единства нужно добиваться не только в создании изображения вообще, но и в свойствах каждого объекта, входящего в натюрморт (форма и размеры объекта, его цвет, цветовой оттенок, фактура и т.д.). Единство и гармония в натюрморте требуют тщательного расположения объектов на картинной плоскости с обязательным выявлением доминанты, позволяющей сгруппировать вокруг себя остальные объекты композиции. Доминантой в постановке натюрморта может быть, например, вертикаль доминирующего кувшина, выразительность подноса, используемого как задник постановки, своеобразие букета цветов и так далее. Стилизация в натюрморте состоится, если он выстроен в едином плане, основанном на одной главенствующей композиционной идее. Декоративность в натюрморте может быть достигнута за счет изменения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и других приемов. Предельное упрощение и доведение до предметных символов изображаемых объектов, так же допустимо, как и усложнение формы и ак- тивного наполнения ее декоративными элементами, созвучными общей идее композиции. Например, можно взять за основу простые геометрические формы, рубленные, прямоугольные, с активной динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, заполненные упрощенным геометрическим декором. В процессе работы над декоративным натюрмортом можно использовать следующие способы трансформации изображаемых объектов:
  • Усиливая характерные качества объекта можно утрировать природную форму, доводя ее до максимальной выразительности – округлять округлое, вытягивать вытянутое, подчеркивать пластику предмета нанесением декоративного рисунка. Не заменять форму на другую, а исходить из пластики конкретного объекта.
  • Возможно изменение пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими предметами композиции.
  • Допустимы условности, усиливающие восприятие композиционного замысла: предметы можно изгибать, преломлять их форму, наклонять в стороны, подвешивать в воздухе, устанавливать на мнимой плоскости, позволяющей видеть объекты в разных ракурсах.
  • При необходимости можно показывать перспективу, но делать это достаточно условно, избегая слишком реалистичных ракурсов, максимально усиливая выразительность композиции и предметов в ней.
  • Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами, добавлять или убирать необходимые детали изображения, дорисовывать драпировки, фрукты, необходимые для создания более выразительного образа, сохраняя при этом суть и узнаваемость постановки.
  • Цветовое решение может быть максимально вариативным, в зависимости от поставленной задачи. Можно полностью сохранить цветовой колорит данной постановки, можно поменять тональные отношения, можно дополнить его цветовыми сочетаниями. Нецелесообразно полностью отказываться от цветовых тонов реального натюрморта, так как при его составлении учи- тывались принципы цветовой гармонии и предметы подбирались по цвету.
При работе по представлению в подготовительных эскизах необходимо найти наиболее выгодный ракурс изображения, удачно расположить его в плоскости листа, выделить доминанту. Декор наносится в соответствии с формой изображаемых предметов, для того, чтобы он способствовал усилению пластической выразительности изображаемого.

Примеры декоративных натюрмортов


Стилизация — это изменение изображаемого предмета для того, чтобы создать определенный, нужный автору эстетический эффект. Стилизация широко применяется во всех областях, связанных с изобразительным искусством: живописи, скульптуре, графике, фотографии, кинематографе, мультипликации, анимации, дизайне. Ее основная функция заключается в упрощении, абстрагировании и трансформации объектов с целью наполнить образ новыми смыслами

Приемы стилизации:

  • Упрощение — удаление из образа второстепенных деталей, концентрация внимания только на главной форме, передающей смысл объекта. Часто упрощение выполняется с помощью простых геометрических фигур. 
  • Приукрашивание — использование форм, цветов или декоративных элементов, которые не характерны для объекта в жизни. Яркий пример приукрашивания — добавление на картину орнамента
  • Обобщение — акцентирование внимания только на самых типичных, характерных чертах изображаемого объекта. 
  • Деформация — произвольное изменение размера, формы, взаимного расположения частей изображаемого объекта.

 

Иногда к ним добавляются вспомогательные приемы, такие как:

  • комбинирование — одновременное использование элементов разных стилей;
  • абстрагирование — максимальная «деконкретизация» форм и цветов объектов;
  • цитирование — добавление в произведение элементов авторства других художников (не путать с подражанием).

 

Различают : поверхностную (подражательную) и декоративную стилизацию.

  • Первая — это по сути перерисовка, когда один автор создает произведение в стиле другого. Сегодня прямое подражание художникам находится на грани с плагиатом, потому что художественный стиль многих авторов защищен авторским правом.
  • Декоративная стилизация — это глубокое переосмысление, переработка образов реального мира. Когда она переполняется нереалистичными деталями, то становится абстрактной. Ее цель — выразить уникальное видение автора.

Практическая работа «Стилизация в композиции»

Задание 1:

Создайте собственную стилизацию следующих слов, указанных ниже. Выполнение задания на листе А4 в цвете.

·       Внешность

·       Контур

·       Суши

·       Реклама

·       Самовар

·       Газета

Пример;


Практическая работа «Стилизация крылатых выражений»

Задание 1:

Стилизация крылатых выражений. Выполнение эскизов на листе А4 ( 2 листа)

Используемые материалы: бумага, карандаш, кисти, краски (гуашь, акварель)


 


Последнее изменение: суббота, 28 Сентябрь 2024, 09:59