Задание для группы ГО-11 на 21.11. 24г. «Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь».
Тема лекции
«Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь».
Цели урока:
Обучающая:
- познакомить обучающихся с биографией русского писателя Ф.М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.
Развивающая:
- развитие навыков самостоятельной работы, умения работать с информацией, умения обобщать и систематизировать материал по определенному вопросу.
- развитие критического мышления.
Воспитательная:
- воспитание чувства гордости за русскую литературу
Задание к лекции:
1. Изучить материал лекции.
2. Составить краткий конспект разделов лекции.
3. Пройти тестирование.
Отрывок из письма Ф.М. Достоевского брату.
Человек есть тайна. Ее надо разгадывать,
и даже если будешь разгадывать ее на протяжении всей жизни,
не говори, что потратил время;
я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком.
Ф. М. Достоевский
«Детство и юность писателя (1821-1837)».
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 г. в Москве. “Я происходил,
— писал он, — из семейства русского и благочестивого”. Отец – Михаил Андреевич
— сын униатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных, в
1828 получил звание потомственного дворянина. Мать — из купеческой семьи,
женщина религиозная.
Достоевские были небогаты, но вполне обеспечены
и, не позволяя себе никакой роскоши и излишеств, никогда не нуждались в
необходимом. Часто говорят о деспотизме отца Достоевского, но это не так. По
воспоминаниям современников, Михаил Андреевич был странный человек обладал
трудным, тяжёлым характером: строгий и требовательный к себе, он был ещё строже
и требовательнее к другим; постоянно угрюмый, нервный, подозрительный и, часто
ревнивый и вспыльчивый, он заставлял часто страдать и жену, и детей. Но отец
Достоевский был в то же время добрым, прекрасным семьянином и в высшей степени
гуманным, просвещённым человеком. Он любил своих детей и умел их воспитывать;
своим стремлением к прекрасному писатель Достоевский больше всего обязан своему
отцу и домашнему воспитанию. В тот век, когда главным средством воспитания были
розги, он не только никогда не применял к детям телесного наказания, но не
ставил их на колени в угол и, при своих ограниченных средствах, не отдавал
своих детей в казённую гимназию только потому, что там детей пороли... Вдова
Достоевского говорила, что её муж любил вспоминать о своём “счастливом и
безмятежном детстве” - с нежной, любящей и любимой матерью, любящими нянями,
рассказывавшими интересные сказки, с самым большим другом – братом Михаилом, с
богатым детским миром – кроме Федора в семье было еще 6 детей: все его
воспоминания говорят не только о “счастливом”, но и о хорошем детстве,
воспитавшем в нём человека и писателя.
Достоевский вспоминал: “С тех пор, как я себя
помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие
чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал
почти все главные эпизоды русской истории Карамзина, которого вслух по вечерам
читал нам отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня
чем-то торжественным”.
И если Достоевский в 16 лет пережил смерть
Пушкина как великое русское горе, то кому он этим обязан, как не своей семье,
рано привившей ему любовь к литературе? Как ни важно, что Достоевский на всю
жизнь сохранил хорошую память о своём детстве, ещё важнее, что эта память дала
ему большой творческий материал. Как не увидеть в рассказе старца Зосимы о
своём детстве отголосок воспоминаний самого Достоевского: “Из дома
родительского вынес я лишь драгоценные воспоминания, ибо нет драгоценней
воспоминаний у человека, как от первого детства его в доме родительском, и это
почти всегда так, если даже в семействе только чуть-чуть любовь и мир. Да и от
самого дурного семейства могут сохраниться воспоминания драгоценные, если
только сама душа твоя способна искать драгоценное. К воспоминаниям домашним
причитаю и воспоминания о священной истории, которую в доме родительском, хотя
и ребёнком, я очень любопытствовал знать. Была у меня тогда книга, священная
история с картинками, под названием: “Сто четыре священные истории Ветхого и
Нового Завета”, и по ней я и читать учился. И теперь она у меня здесь на полке
лежит, как драгоценную память сохраняю”. Эта черта подлинно автобиографическая:
Достоевский действительно учился читать по этой книге, и когда в 1870 году
нашёл у букиниста точно такую же книгу, очень обрадовался и сохранял её как
реликвию.
Достоевский вынес много хороших воспоминаний из
детства, но одно следует отметить, которое приобрело для него значение символа
веры в русский народ.
Когда Достоевскому было 10 лет (1831), его
родители приобрели имение, и с тех пор дети с матерью проводили летние месяцы в
деревне. Достоевский видел жизнь простого, трудового русского крестьянина.
Как-то в августовский день мальчик блуждал в лесу, и вдруг он услышал (или ему
послышался) страшный крик: "Волк!". Мальчик со всех ног бросился
бежать из лесу и оказался на поляне, где мужик Марей пахал землю. Достоевский
бросился к нему и схватил его за руку, дрожа всем телом и повторяя всё одно и
то же: "Волк! Волк!" Большой рыжий мужик стал ласкать его и
успокаивать: "Что ты? Какой волк? Померещилось... Окстись. Христос с
тобой! Уж я тебя волку не выдам!" – и своими заскорузлыми пальцами в земле
Марей перекрестил дрожащего мальчика.
Это воспоминание сохранилось на всю жизнь в
Достоевском. "Уж я тебя волку не выдам" — он всегда верит, что
простой русский народ, с которым родители Достоевского старались сблизить своих
детей, а не отделять от него (иначе такая оценка была бы немыслима), не
"выдаст его волку", защитит и не обманет его веры в Россию.
Родители рано начали обучать его, и с ним, как и
с другими детьми, занимались мать и диакон, затем он с братом Михаилом был
отвезён в полупансион Дракусова, но продолжал жить в семье, которая заботилась
о его воспитании и продолжала заботиться и тогда, когда тринадцатилетнего
мальчика отдали (в 1834 году) в пансион Чермака, и тогда Достоевский со своим
братом Михаилом проводили каждую субботу и воскресенье дома, да и в самом
пансионе он продолжал жить теми же интересами, которые в нём воспитали его
родители. Он много читал (Жорж Санд, В.Гюго, Диккенса), но не сближался с
товарищами и дружил только со своим верным другом-братом. Последний год
пребывания в пансионе был трудным для юноши Достоевского: 29 января 1837 года
умер Пушкин, 27 февраля он лишился своей любящей и самоотверженной матери»
«Обучение в Главном инженерном училище »
С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище (впоследствии всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Достоевский старался уйти — в мир Пушкина, Шиллера и Корнеля. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы. Годы, проведённые в училище, можно считать годами становления писателя.
Григорович, который учился вместе с ним: « Фёдор Михайлович уже тогда выказывал черты необщительности, сторонился не принимал участия в играх, сидел, углубившись в книгу, и искал уединённого места… В реакционное время его всегда можно было… найти… с книгой». И ещё: «Его начитанность изумляла меня».
Достоевский читал в то время Шиллера и Шекспира, Гёте и Бальзака. И именно в годы учёбы он научился понимать Гоголя, вернее, подмечать те жизненные ситуации, которые так умел воплощать на бумаге Гоголь. Ещё юнкером он сочинил не дошедшие до нас произведения «Борис Годунов» и «Мария Стюард».
В начале лета 1839 года умер отец. Будущий писатель очень тяжело перенёс эту трагедию, тем более что упорно ходили слухи о том, что Михаила Андреевича убили свои же крестьяне в селе Даровое (Тульская губерния), которое они купили в 1831 году и в котором маленький Федя проводил каждое лето.
И именно со смертью отца связан первый приступ эпилепсии, который преследовал Фёдора Михайловича до конца жизни.
По
окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде,
летом 1844 г. Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться
литературному
творчеству.
Роман "Бедные люди" (1845г.)
Зимой 1844 Достоевский задумал роман “Бедные люди”, работу
над которым он начал, по его словам, “вдруг”, неожиданно, но отдался ей
безраздельно. Еще в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил
квартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь
напролет читали “Бедных людей”. Под утро они пришли к Достоевскому, чтобы
выразить ему восхищение. Со словами “Новый Гоголь явился!” Некрасов передал
рукопись В. Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову: “... роман открывает
такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому”. Впоследствии
Фёдор Михайлович вспоминал: «Это была самая восхитительная минута во всей моей
жизни».
Роман был напечатан в 1846 в “Петербургском сборнике” Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а Белинский прямо предрекал Достоевскому великое будущее. Первые критики справедливо заметили генетическую связь “Бедных людей” с гоголевской “Шинелью”, имея в виду и образ главного героя полунищего чиновника Макара Девушкина, восходивший к героям Гоголя, и широкое воздействие гоголевской поэтики на Достоевского. Тема “маленького человека” и его трагедии нашла у Достоевского новые повороты, позволяющие уже в первом романе обнаружить важнейшие черты творческой манеры писателя: сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом его социальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы состояния действующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров (не случайно избрана форма “романа в письмах”), система двойников, “сопутствующих” главным героям.
«Бедные люди» открывают целый цикл произведений, показывающих жизнь различных слоёв общества. Достоевский пишет повести «Двойник», «Хозяйка», «Роман в десяти письмах», «Господин Прохарчин», «Ползунков» и, к радости многих, несколько повестей о «мечтателях». Появлению произведений о «мечтателях» предшествовала публикация Достоевским ряда фельетонов под общим названием «Петербургская летопись» (1847), в которых он объяснил причину появления «мечтателей» в жизни. Не чувствуя в себе сил для борьбы, они («мечтатели») уходят в свой вымышленный мир, фантазий и мечтаний.
Самым «главным» мечтателем у Достоевского был главный герой повести «Белые ночи»
«О кружке Петрашевского, суде, ссылке Достоевского (1846-1859)»
В 1846 г. Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников — А. Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847г. Достоевский начал посещать “пятницы” М. В. Петрашевского, зимой 1848-49гг. — кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещенное тогда письмо Белинского к Гоголю. В 1848г. вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым (имевшим значительное влияние на Достоевского); общество ставило своей целью “произвести переворот в России”. Достоевский, однако, испытывал некоторые сомнения: по воспоминаниям А. П. Милюкова, он “читал социальных писателей, но относился к ним критически”.
Рано утром, в 4 часа 23 апреля 1849 года к Фёдору Михайловичу Достоевскому по личному приказу царя Николая 1 пришли жандармы, арестовали и заключи в Петропавловскую крепость. Вместе с ним было арестовано ещё несколько десятков петрашевцев.
По решению суда, Достоевский и десять других членов кружка были лишены дворянского титула, чинов и заключены в Петропавловскую крепость. Но этот арест никак не сломил его волю: «Вижу, что жизненности во мне сколько запасено, что и не вычерпаешь», - это строка из письма, написана из крепости брату.
После 8 месяцев, проведенных в крепости, он был признан виновным “в умысле на ниспровержение... государственного порядка” и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте, после “ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти”, 4 годами каторги с лишением “всех прав состояния” и последующей сдачей в солдаты.
Император Николай 1 приказал: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни». Инсценировка смертной казни состоялась 22 декабря 1849 года. А через два дня Достоевского заковали в кандалы и отправили Омский острог, в котором он содержался до февраля 1854года.
Каторгу отбывал среди уголовных преступников (“это было страдание невыразимое, бесконечное... всякая минута тяготела как камень у меня на душе”). В феврале 1854 года Достоевского, по решению суда, определяют рядовым в Семипалатинский линейный батальон.
Достоевский уже известен и благодаря этому становиться другом областного прокурора Врангеля, которой присутствовал при инсценировке расстрела петрашевцев зимой 1849 года. Это давало Фёдору Михайловичу возможность бывать в высшем обществе (он познакомился и с Ч.Ч.Валихановым, видным казахским деятелем, с которым он поддерживал связь и после ссылки). Благодаря началу либерального правления Александра 2 рядовой Достоевский 1 октября 1856 года получил офицерский чин, а немногим ранее ему был возвращён дворянский титул.
В начале 1857 года Достоевский женится. Его первой женой становиться вдова отставного чиновника Мария Дмитриевна Исаева. Он влюбился в неё (ещё когда она была замужем) с первого взгляда. У Марии Дмитриевны был трудный характер, и поэтому брак оказался трудным.
Достоевского выручает литературная работа: он делает наброски к произведениям «Дядюшкин сон и «Село Степанчиково и его обитатели», которые были закончены уже после ссылки.
Семья поселяется в Семипалатинске, и спустя два года Достоевский всё-таки добивается отставки, уже в чине прапорщика. Ему не сразу разрешают жить в Санкт-Петербурге или в Москве, а поселяют в Твери (март 1859 года). Однако очень скоро Достоевский добивается переезда в северную столицу, и во второй половине декабря 1859 года, ровно 10 лет спустя после «казни» на Семёновском плацу, он снова оказался в Санкт-Петербурге.
«Возвращение Достоевского к литературной деятельности»
По возвращению из Сибири Достоевский фактически начинает руководить политическим журналом «Время», который был основан братом Михаилом в 1861 году. Идеологическая платформа журнала – почвенничество: трагическую разорванность интеллигенции и народа – плод петровских реформ – необходимо преодолевать, опираюсь на самобытную национальную почву.
Православная идея братства позволит, по мнению Достоевского, русскому человеку осуществить в будущем свою национальную сверхзадачу – идею всечеловечности, то есть объединения и примирения всех народов мира в высшем синтезе. Почвеннические воззрения Достоевский развивал в течение всей жизни.
И первое крупное произведение, написанное после ссылке, было опубликовано именно в первых номерах «Времени» в начале 1861 года. Это был роман «Униженные и оскорблённые».
Почти в то же время выходит в свет «Записки из мёртвого дома», описывающие Сибирский острог. В 1863 году выпущен цикл очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» - о жизни в европейских странах, увиденной летом 1862 года.
В апреле 1863 года журнал «Время» был закрыт цензурой за статью «Роковой вопрос», написанную Н.Н.Страховым и посвящённую польскому восстанию.
В 1864 году Михаилу Михайловичу Достоевскому удалось получить лицензию на выпуск нового журнала – «Эпоха», в этом же году он пишет «Записки из подполья».
В 1864 году умерла жена Достоевского Мария Дмитриевна, а 22 июля того же года умер от болезни брат Михаил. Для Федора Михайловича это был тяжёлый удар, и к тому же все основные забыты, связанные с «Эпохой», свалились на его плечи, и в июне 1865 года редакция обанкротилась. Чтобы выйти из финансового тупика, Достоевский заключает с издателем Стелловским договор о выпуске его собрания сочинения с обязательством написать новый роман. Этим роман стал «Игрок».
Ещё до смерти первой жены (1862г) Достоевский познакомился с Аполлинарией Сусловой, которая очень тяготела ко всему революционному и сразу влюбилась в недавно отбывшего наказания по политическому делу Достоевского. Достоевский делает ей предложение, но она отклоняет его. Аполлинария – прототип Полины в романе «Игрок».
Роман «Игрок» - в некоторой степени автобиографичен, Достоевский сам был игроком и проигрывался «до нитки». Роман был написан за 28 дней. Анна Григорьевна Снитникова, стенографировавшая роман, 15 февраля 1867 года стала второй женой писателя.
Анна Григорьевна вспоминала: «Фёдор Михайлович в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мной, завёл меня во двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухи вещи».
Работа над «Преступлением и наказанием» была начата в 1865 году, в Висбадене, в Германии, куда Достоевский выехал для лечения. В центре романе – преступление, идеологическое убийство.
«Молодой человек, исключённый из студентов университета, …живучий в крайности бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения» - убить и обобрать старуху-ростовщицу, скверную «вошь», заедающую чужой век. На её деньги Раскольников мечтает сотворить тысячи добрых дел, а первую очередь спасти от позора и нищеты горячо любимых мать и сестру.
Второй брак писателя по-настоящему был счастливым.
С 1867 по 1871 год писатель вместе со своей женой, спасается от кредитов, проводит за границей, лишь изредка приезжает в Россию.
Они попеременно жили в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве, и Флоренции. И лишь в конце 1871 года, после того как писателю удалось расплатится с долгами (часть из которых он наделал, играя часто в казино, часть осталось от брата), он смог вернутся в Петербург.
Во время этого путешествия Достоевский заканчивает писать роман «Идиот», который был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1868 год.
Вот что писал Достоевский о замыслов этого произведения: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только не брался изобразить положительно прекрасного, - всегда пасовал. Потому что эта задача безмерная».
В 1871 году Достоевский написал роман «Бесы».
В 1873 году князь Мещерский, владелец консервативного журнала «Гражданин», предлагает стать Достоевскому стать редактором его журнала. Фёдор Михайлович. соскучившись по общественной жизни, с радостью принимает его предложение.
На страницах этого журнала печатается «Дневник писателя». Рассказы, например «Кроткая», «Мальчик у Христа на ёлке». В апреле 1874 года Достоевский ушел из журнала.
С 1872 года семья Достоевских каждое лето (и даже зиму 1874-75 годов) проводит небольшом городке Старая Русса, что в Новгородской губернии.
Здесь Достоевский с семьёй отдыхал от суетной Петербургской жизни, а позже он здесь приобрел дом. Один столичной знакомый Достоевского был крайне удивлён тем, что известный писатель бродит по городу и ищет свою не вернувшуюся домой корову.
Именно здесь были написаны многие главы «Братьев Карамазовых», роман «Подросток».
Н.А.Некрасов предложил напечатать «Подросток» в «Отечественных записках», на что Достоевский согласился с удовольствием, тем более что это стало возобновлением отношений между двумя писателями спустя 30 лет.
27 декабря 1877 года Н.А.Некрасов умер. И Достоевский с глубоким сожалением говорил, что они всю жизнь прошли врозь. Очень много писал о великом поэте Достоевский в своем дневнике.
В 1870-е годы Достоевский находится на пике своего таланта. Его избирают членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности
В 1877 году семья Достоевских переезжает в дом на углу Кузнечного переулка и улицы Ямская ( которая ныне носит имя великого писателя) – Кузнечный переулок, 5. здесь были написаны «Братья Карамазовы», роман, который является итогом творческого пути Достоевского.
Последние годы Достоевский посвятил созданию
“Дневника писателя”, своеобразного отчета о впечатлениях от важнейших явлений
общественной и политической жизни и изложив на его страницах свои политические,
религиозные, эстетические убеждения. “Дневник” он вел с перерывами до конца
жизни.
Ещё в конце 1879 года врачи, осматривавшие
Достоевского, отметили у него прогрессирующую болезнь лёгких. Ему было
рекомендовано избегать физических нагрузок и опасаться душевных волнений.
26 января 1881 года Достоевский, часто работавший по ночам, случайно уронил ручки на пол. Пытаясь достать её, он сдвинул с места тяжёлую этажерку с книгами. физическое напряжение вызвало кровотечение из горла. Это привело к резкому обострению болезни. Кровотечение то прекращались, то возобновлялись вновь. Утром 28 января Достоевский сказал жене: «…Я знаю, я должен сегодня умереть!». В 20 часов 38 минут того же дня Фёдор Михайлович Достоевский скончался.
Проститься с великим писателем пришли тысячи людей.
2. Закрепление изученного материала.
Выполнить тестовые задания.
1.Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского:
1. 1856 – 1904
2. 1821 – 1881
3. 1801 – 1861
4. 1836 – 1896
5. 1824 – 1884
2. В каком городе родился Достоевский?
1. В Москве
2. В Петербурге
3. В Орле
4. В Туле
3. Какова была причина ареста Ф.М.Достоевского?
1. нелегальное издание журнала
2. публикация романа «Бедные люди»
3. открытый призыв к свержению самодержавия
4. участие в кружке петрашевцев
5. совершение уголовного преступления
4. Какова сквозная тема в творчестве Достоевского?
1. Тема маленького человека
2. Сатирическое изображение «сильных мира сего»
3. Прославление русского народа
4. Тема революционного преобразования России
5. Роман «Преступление и наказание» был написан в:
1. 1859 году
2. 1865 году
3. 1861 году
4. 1869 году
5. 1866 году
Домашнее задание
1. Чтение романа «Преступление и наказание», часть 1.
2. Устно ответить на вопросы:
1) Какими вы видите улицы Петербурга?
2) Расскажите о людях, которых встречал Раскольников.
3) Где живут герои Достоевского? (Раскольников, Мармеладовы.)
4) Зачитайте описание природы. Какова роль пейзажа?
5) Каково значение цвета в произведении Достоевского? (При ответе использовать цитаты.)