Задание на 20. 01. 24 Тема. Изучение поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Задание для студентов: Прочесть поэму Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Записать конспект лекции в рабочую тетрадь по литературе.
Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"
Год написания – 1866–1876 гг.
История создания – История создания была продолжительной, и писатель задумывал еще несколько частей поэмы, но предчувствие приближающейся кончины не дало возможности претворить планы в жизнь.
Тема – Поэма была создана через некоторое время после отмены крепостного права, и главной её темой является полученная крестьянством свобода. Деревенские мужики, свободные и вольные, отправляются на поиски счастья, они идут по всей родимой земле, где повсюду работают люди, и поэма наполнена темой поиска счастья, тяжёлого крестьянского труда и темой будущего Родины.
Композиция – Структура поэмы сложилась из четырех частей, которые успел создать автор.
Жанр – Писатель назвал свой труд «эпопеей крестьянской жизни», и жанр «Кому на Руси жить хорошо», является поэмой.
Направление – Реализм, в который добавлены фольклорные фрагменты и сказочные детали.
Свою работу над поэмой поэт начал после реформы 1861 года. Развитие тяжелой болезни на некоторое время приостановило труд поэта. Потом он продолжил создание произведения, но развитие недуга снова помешало закончить поэму. В 1876 году, уже будучи в тяжёлом состоянии, Некрасов закончил главу «Пир на весь мир». «Кому на Руси жить хорошо?» – неоконченное повествование, о чём очень сожалел автор в разговоре с сестрой, незадолго до своей кончины.
Изначальный замысел автора предполагал 7 или 8 частей, но болезнь внесла свои коррективы, и поэт успел создать лишь четыре части, предположительно, они следуют одна за другой не в том порядке, как задумывал сам поэт.
Тема
Анализ произведения «Кому на Руси жить хорошо» будет неполным, если не разобрать его проблематику. В глобальном произведении Некрасова существует большое количество актуальных проблем того времени.
Философские и нравственные вопросы, касающиеся всех сфер жизни крестьянства, получившего долгожданную свободу, становятся автором на первое место. Смысл произведения выражается в том, что у крестьянства растёт степень самосознания. Тема свободы, счастливого будущего, преодоление рабства в самом себе – это главная идея поэмы, ее основная мысль.
Главное, чему учит поэма – это ее правдивые жизненные уроки. Необходимо сплочение объединение трудового народа для достижения всеобщего равноправия и независимости. Лишь совместные усилия и общий сознательный труд во имя родины могут привести к усилению и процветанию. Счастье состоит в том, чтобы жить для народа, из анализа произведения можно сделать вывод, что главным счастливым в поэме является Гриша Добросклонов, идейный борец и патриот своей страны.
Композиция
Композиция незавершенного произведения отличается сумбурностью, что делает её по-своему уникальной, она была собрана единомышленниками автора по его наброскам и черновикам.
Пролог является экспозицией поэмы, где встречаются герои, семь мужиков из разных деревень. Следом происходит завязка действия: после возникшего спора герои дают клятву не возвращаться в родные края, пока не найдут виновника спора, того, «кому на Руси жить хорошо».
Основная, большая часть поэмы состоит из множества фрагментов и эпизодов. Шагая в поисках счастливого человека по бескрайней родной земле, герои становятся участниками многих событий, встречают на своём пути различных людей. Для некоторых из этих людей счастье заключается в самых простых и обыденных вещах: выросла крупная репа – и уже счастье. Но, постепенно, по мере продвижения странников, все больше растёт и самосознание крестьян, они начинают видеть счастье уже в более высоких сублимациях.
Кульминационным моментом является встреча с Гришей Добросклоновым, которого можно назвать счастливым человеком. Это уже идейный революционер, лидер, побуждающий народ к борьбе за всеобщее счастье. Он твёрдо убеждён, что его предназначение в служении истине, готов принести свою жизнь в жертву высоким идеалам ради своей Отчизны.
Сам автор «Пир на весь мир» относил ко второй части поэмы, но когда понял, что уже не сможет завершить произведение, перенёс её в финальную часть, как бы оставив своё поэтическое завещание, выраженное чисто революционным содержанием.
Средние части поэмы в новых изданиях располагают по-разному, но от этого поэма не теряет своего глубокого содержания и смысла произведения.
Благодаря творческому своеобразию великого поэта, каждая из частей поэмы может существовать как отдельное произведение, так и складываться в единое целое, глубокого содержания сочинение.
Некоторые критики отнеслись к поэме Некрасова неоднозначно, но большинство литературоведов и исследователей его творчества высоко оценили это масштабное лиро-эпическое произведение. По их мнению, только Николай Алексеевич, как никто другой, понимал и чувствовал русский народ, мог думать и мыслить его понятиями.
Главные герои, мужики-крестьяне
Семеро мужиков, пустившихся отыскивать на земле человека, которому живётся вольно и хорошо. Неприхотливые, работящие мужики, настоящие представители земли русской. Характеристика героев — это образы простых крестьян, лишь недавно скинувших гнёт крепостничества. Все они составляют как бы одно целое, и их описание является единым для всех семерых. Несмотря на обилие крестьянских дел, семеро мужиков задались высокой целью. Вопрос о наличии счастливого человека на Руси не даёт им покоя и заставляет отправиться в дальнюю дорогу.
Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо»
Главные герои
Роман, Демьян, Лука, братья Губины, старик Пахом, Пров
Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо»
Роман, Демьян, Лука, братья Губины, старик Пахом, Пров
Главные герои, мужики-крестьяне
Матрёна Тимофеевна Корчагина
Савелий Богатырь
Яким Нагой
Ермил Гирин
Самый уважаемый человек среди крестьян
Князь Утятин
Выживший из ума помещик
Никак не может поверить, что крепостного права уже нет. Привык издеваться над крестьянами. Узнав о реформе, от злости заболевает. Наследники боятся, что останутся без состояния, упрашивают крестьян подыграть им в обмане старика. Жестокий самодур, до смерти остаётся тираном.
Ипат
Слуга Утятина.
Яркий представитель старого поколения слуг, и после реформы он остаётся преданным холопом, продолжает служить своему барину.
Оболт-Оболдуев
Представитель дворянского сословия
Всю жизнь живет за счёт других, сожалеет об уходящем времени и о том, что лишается своей власти.
Поп
Представитель духовного сословия
Живёт за счет своих прихожан, поэтому ему выгодно, чтобы крестьяне жили лучше и богаче, тогда увеличатся и его доходы. Знает об отрицательном отношении народа к священнослужителям, почему и не может назвать себя счастливым.
Гриша Добросклонов
Молодой крестьянин
Выходец из бедняцкой семьи, будущий народный заступник, поэт; мечтает стать борцом за лучшую жизнь народа.
Жанр
В основании произведения использованы два рода литературы: лирика и эпос, и его можно с полной уверенностью обозначить, как поэма.
Эпическая составляющая в том, что в поэме описан целый исторический период России после 1860 года, ней описано огромное количество героев, так же включает в свое повествование элементы фольклора.
Поэма написана стихами, где присутствуют типичные символы поэзии, лирические отступления, своеобразные художественные средства. Главным направлением поэмы является реализм, с вкраплениями фантастических и сказочных элементов. Композиционная форма выдержана в виде путешествия, что позволяет вмещать в себя многообразие жизненных картин.
Финал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» отображает собственную точку зрения писателя на жизнь России в посткрепостнический период.