Тема 1.Лекция 1. Введение в культурологию Связь культурологии с другими науками Культурология: Предмет, сущность, основные функции Культурология как гуманитарная наука.

Лекция 1.   Культурология:
Предмет, сущность, основные функции Культурология как гуманитарная наука.
                      План:

1.     Понятие культура. Историческое и современное понятие культуры. Основная цель культуры.

2.     Структура и функции культуры. Проблемы периодизации культуры.

3.     Предмет и методы культурологии. Связь культурологии с другими науками.

 

       1. Понятие культура

         Культура -исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. 

  Понятие «культура» в своем становлении прошло длительный путь. Оно употребляется весьма широко, насчитывая два тысячелетия, приобретая все новые смыслы и оттенки. Впервые понятие «культура» встречается в «Тускуланских беседах» римского политического деятеля, оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.). Первоначально слово «культура» восходит к латинскому «cultura», что в первоначальном своем употреблении имело несколько взаимосвязанных и взаимодополняющих смыслов, означая «возделывание, обработку почвы», «взращивание», «вскармливание», «воспитание». То есть, понятие культуры выделяло те изменения, которые происходят, хотя и в природном объекте, но приобретают свое направление, формируются в результате целенаправленной, сознательной деятельности человека. 

Заслуга Цицерона состоит в том, что он впервые применил слово «cultura» в ином, переносном смысле – применительно к воздействию на человеческий ум, подчеркивая неустанную, сознательную, направленную работу над самим собой, возделывание того, что заложено природой. Таким образом, в равной мере есть и творец культуры, и ее творение. И сразу же

«cultura» стала противостоять другому латинскому понятию – «natura», т.е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, неприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой. 

Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина, исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком. Видимо, это дало основание великому немецкому философу Гегелю дать следующее определение культуры:

«Культура – это созданная человеком «вторая природа»».  

 В разные эпохи в понятие «культура» вкладывали самый различный смысл: древние греки – воспитанность (этим они отличались от диких варваров), люди средневековья – духовное совершенствование человека, Возрождения – гуманизм, Просвещения – разумность. 

Средние века выдвигали тип человека, по существу, противоположный античному. Если античность возвышала, воспевала человека, его творческие, созидательные способности, то средневековье, проходящее под знаком глубочайшей религиозности, возвышая Бога, предписывало человеку «знать свое место», не впадать в грех гордыни. Лишь в эпоху Возрождения взоры вновь обратились к человеку и природе как вершинам Божественного творения. Гуманисты Возрождения даже считали, что человек способен находиться в сотворчестве с Богом, продолжить его дело – созданием новых форм из того, что предлагает природа и на основе ее законов. Понятие культуры становится органичной частью философских систем Нового времени – Дидро, Руссо, Вольтера, позже Канта, Гегеля, Гете, Гердера. 

В XVIII-XIX вв. сформировались две основные линии в разработке проблематики культуры. В первой из них культура рассматривалась как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, преодолевающих дикость и варварство (французские просветители), как эволюция духовности – морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающая прогресс человечества (немецкие философы). Вторая же линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии культуры, а, скорее, на ее особенностях в различных типах общества. При таком подходе различные культуры рассматривались как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокантианцы – Риккерт, Э. Кассирер, М. Вебер, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин, А.Д. Тойнби). Впоследствии, в XX в., понятие культуры было расширено включением в него всего богатства материального производства, а с другой стороны – этнических обычаев, различных языков и символических систем.

 К середине XX века понятие «культура» стало научной категорией. Современные представления о культуре объединяет то важнейшее обстоятельство, что культура – это система духовных и материальных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, выражаясь в способах организации и развития человеческой деятельности. Можно сказать, что культура – это процесс и результат созидательной деятельности человека. Сущность культуры познается через деятельность людей, вне человека культура не существует.

2. Структура и функции культуры

Культура делится на определенные виды и роды, но это деление часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. 

Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, передаваемая по наследству от прошлых поколений и являющаяся средством объединения общества в периоды кризисов и важным фактором сплочения нации.

Культурный ареал –это географический район, где находятся сходные в общих чертах культуры.

Культурные универсалии – нормы и свойства, присущие всем мировым культурам. Ученые определяют более 70-ти таких универсалий: возрастные градации, календарь, гигиена, приготовление пищи, образование, этикет, танцы, медицина и т.д.

Культура вбирает в себя не только предметные результаты деятельности людей – машины, технические и архитектурные сооружения, произведения искусства, научные теории, правовые и моральные установления. К культуре относятся и субъективные человеческие навыки, силы и способности, способы и формы общения людей в семье, коллективе, обществе.

Большинство исследователей полагает, что культура имеет два измерения -  материальное и духовное

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы

повседневного обихода, средства связи и т.д.)  

Духовная культура, относясь к процессу и результатам духовной деятельности, включает в себя науку, философию, мифологию и религию, искусство, мораль и право, политическое сознание. 

Однако это деление культуры весьма условно. При всех существенных различиях материальная и духовная культура неразрывно связаны между собой. Все материальное – это некая реализация духовного, а это духовное невозможно без материальной оболочки. Примером органического единства этих составляющих культуры может служить архитектурное сооружение – оно одновременно является и произведением искусства и имеет утилитарное значение.

Говоря о структуре культуры, необходимо учесть, что имеет смысл говорить о культуре целой эпохи, о национальной культуре, о различных культурах тех или иных социальных общностей, об индивидуальной культуре. Общепринятым считается выделение народной

(непрофессиональной) и профессиональной культуры. Народная культура создается творцами из народа, остается безымянной, отражает духовные поиски народа, включает мифы, сказки, поговорки, пословицы, легенды, песни, танцы.

Культуру также принято делить на массовую и элитарную. Названия говорят сами за себя. Если элитарная культура доступна лишь небольшому кругу изысканных знатоков и ценителей, то массовая культура является достоянием широкого круга людей. Массовая культура – форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики без учета региональных, религиозных или классовых различий. Популярная и эстрадная музыка, кино, театр – яркие примеры массовой культуры. Элитарная культура включает изящные искусства, классическую музыку и литературу, созданные талантливыми профессионалами, предназначенные для образованных или высших слоев общества. 

Существует «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это виды культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной области – такие как политическая, экономическая, эстетическая, экологическая.

По ее носителю выделяются мировая и национальная культуры

Мировая культура – это все самое лучшее в национальных культурах планеты. 

Национальная культура – объединение культуры различных слоев и классов определенного общества, ее своеобразие заключается в материальной и духовной жизни общества. 

Доминирующая культура – совокупность традиций и ценностей, которыми руководствуется большинство членов общества. Она делится на субкультуры, формирующиеся у каждой из групп, на которые распадается общество (национальных, демографических, профессиональных, социальных и т.д.). Если субкультура противостоит доминирующей, ее называют контркультурой (движение «хиппи», субкультура преступного мира).

По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура, как человекоформирующее явление, может воспитать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Наконец, есть еще одно деление – по признаку актуальности культуры. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Данный факт хорошо виден на изменении моды не только в одежде, но и в культуре. Актуальность культуры – это живой, непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.

Культура – система многофункциональная. Ее главная функция – гуманистическая, или человеко-творческая. Все остальные,  так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее. Важнейшая –  функция трансляции (передачи) социального опыта или информационная

Культура – социальная память человечества. Это устные предания, памятники литературы и искусства, «языки» науки, религии и др. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.  Нарушение этой функции ведет к потере социальной памяти (феномен манкуртизма).

 Другой ведущей функцией является гносеологическая (познавательная) функция. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Интеллектуальность общества определяется использованием знаний, содержащихся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. 

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с определением (регулированием) различных сторон жизнедеятельности людей. Культура влияет на поведение людей, при этом опираясь на нормы морали и права.

Семиотическая (знаковая) функция связана с тем, что любая культура представляет собой определенную знаковую систему: это язык (устный и письменный), литературный язык, специфические языки музыки, театра, живописи. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) тоже имеют собственные знаковые системы.

Ценностная (аксиологическая) функция обусловлена тем, что культура представляет собой определенную систему ценностей и формирует культурные потребности и ориентации человека. Их уровень говорит о степени культурности человека, а критерий оценки – нравственное и интеллектуальное содержание.     

3. Предмет и методы культурологии

Культурология – это наука о культуре, о ее сущности, происхождении, исторических типах, закономерностях, движущих силах, внутренней логике ее развития и о роли ее субъекта, творце культуры. Очевидно, что определение объекта и предмета культурологии концентрируется вокруг понятия культуры. Однако понятие культуры весьма сложно и многозначно, употребляется в самых разных значениях в диапазоне от обыденного использования до глобального контекста, в частности, от «культуры поведения» до «мировой культуры». Причиной тому является многогранность данного понятия, его исключительно глубокое содержание. Хотя культурология находится в стадии становления и уточнения своего предмета исследования, все же со значительной долей уверенности можно говорить об относительно бесспорных аспектах, проблемах культуры, которые являются предметом ее исследования.

Предметом культурологии являются вопросы происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества.

Объект культурологиикультурные объекты общественной жизни, анализ особенностей различных культурно-исторических типов и процессов, происходящих в современной культуре.  

 Культурология выделилась из философии культуры. Она состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. На эмпирическом уровне происходит обобщение и первоначальная систематизация знаний о том или ином явлении культуры. На теоретическом – создание теорий, концепций и формулировка законов. Поскольку предмет культурологии еще окончательно не определен, то в настоящее время она находится преимущественно на эмпирическом уровне. 

В соответствии с задачами культурологической науки ее подразделяют на фундаментальную и прикладную

Фундаментальная культурология выявляет общие закономерности развития культуры, изучает культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов, разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования науки. 

Опираясь на теоретические знания, прикладная культурология разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики. 

Основными задачами культурологии являются: 1. наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций; 2.  изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре; 3. определение места и роли человека в культурных процессах; 4. разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры; 5. взаимодействие с другими науками, изучающими культуру; 6. изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры; 7.  исследование развития отдельных культур.

 

Вопросы и задания к лекции.

Ответьте на вопросы письменно в тетради.

1.     Где впервые встречается термин «культура»? Каково его первоначальное значение?

2.      Проследите и укажите исторический путь развития понятия «культура»

3.     Выпишите определения культуры и охарактеризуйте ее функции.

4.     Дайте определение культурологии, как науке.

5.      Что является предметом и объектом изучения науки культурологии?

6.     Каковы основные задачи культурологии?

Просмотрите материал презентации.(смотри задание) Ответьте на вопрос:

               Кто явился основателем науки культурология? В чем заслуга ученых?


Last modified: Tuesday, 29 September 2020, 9:35 AM