Лекция 6. Западноевропейская средневековая культура

Лекция 6. Западноевропейская средневековая культура

                     План:

1.     Понятие «Средние века». Хронологические и географические границы средневековья.

2.     Развитие христианского вероучения.

3.     Культура средневековья. 

 

1. Понятие «Средние века». Хронологические и географические границы средневековья

Понятие «средние века» было введено итальянскими гуманистами около 1500г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности.  Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «темные века». Основы такой позиции были заложены просветителями. Со временем исследователи «средних» веков стали понимать, что это была весьма своеобразная эпоха, которая послужила по крайней мере тиглем для сплава античной и христианской культур, естественно-историческим обусловленным звеном, ведущим к Возрождению. Это эпоха столь же своеобразна, сколь и противоречива. 

Временные границы Средневековья обозначаются различным образом. Ряд исследователей  отсчитывают его с 395г., со времени разделения Римской империи на Восточную и Западную, или с 476г. – падения Римской империи от нашествия варваров. Исходя из такой логики, черту под Средневековьем подводят захватом турками в 1453г. столицы Византии, Константинополя. Исходя из этого, Средневековьем будем назвать огромный период в истории Западной Европы, продолжавшийся более тысячи лет (с V по  XV вв.) между Античностью и Новым временем. Вместе с тем отметим, что ни одна эпоха не может быть умещена между столь точными и конкретными датами, границы любых эпох условны и размыты, любая эпоха органично вырастает из предшествующей и столь же органично врастает, переходит в последующую. При всем разнообразие подходов ни один из исследователей не относит начало средних веков  раньше, чем к III-

IV вв.  

В Средневековье выделяют три периода: 1) Раннее средневековье (до IX–X вв.); 2) Высокое (классическое) (от IX–X до XIV в); 3) Позднее средневековье (XIV–XV в.). Что касается географических границ средних веков, то они охватывают, так сказать, по определению, весь тогдашний христианский мир – это территория Римской империи до ее раскола. После падения Рима оплотом христианства стала Византия – могущественнейшее государство средневековья, а ее столицу, Константинополь, даже стали называть Вторым Римом.

В течение средних веков происходит «великое переселение народов», формирование новоевропейских языков и европейской государственности, становление крестьянско-феодальной агрокультуры, формирование системы нового типа городов и ремесел. Социально-экономическим базисом средневековья становится феодализм. Феодализм и христианская идеология в равной мере способствовали формированию типа человека, резко отличавшегося от античного: если античность возвышала, воспевала человека, то средние века выдвигали тип человека покорного, знающего свое место.

Облик раннего средневековья определяют три исторических процесса: 1.

вторжение варваров (от лат barda – борода), уже со II в. до н.э. нападавших на Римскую империю и селившихся на землях ее провинций. Закончилось это падением Рима в 476 году; 2. вытеснение христианством языческих верований, оно к концу существования Рима стало государственной религией. Новые западноевропейцы, заселяя римские территории, тоже принимали христианство; 3. формирование на территории бывшей Римской империи новых государств, создаваемых варварами. 

В основе средневековой культуры лежат три начала: христианство, античность и германо-варварский элемент.    

2. Развитие христианского вероучения

Нельзя назвать еще какую-либо эпоху, когда один из компонентов культуры был столь преобладающим над другими. Глубочайшая религиозность пронизывала всю культуру средневековья, духовную и материальную, определяя не только экономические и политические отношения, но и повседневную жизнь. Вся культурная жизнь европейского общества средневековья в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения – символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу

Понятие божественной Троицы трактовалось как Бог един во всех трех лицах: Бог-отец, сотворитель мира, Бог – сын, Иисус Христос, – искупитель грехов и Бог-Дух Святой – были абсолютно соравны и совечны друг другу. Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и неодинаковым в различных странах. 

На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно зависела от сильной императорской власти. Византийские императоры уже с V в. играли важную роль в собственно церковной жизни: даже право созыва церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только не подчинялась в такой мере государству, но, напротив, заняла особое положение. Римские епископы, с IV в. именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции.

В середине IX в. спор о филиокве (filioque), т.е. об исхождении Духа Святого только от Бога-отца (позиция Восточной церкви) или от Бога-отца и Бога-сына (позиция Западной церкви) привел к серьезным противоречиям между церквями. Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе церкви продолжали претендовать на роль Вселенской церкви – католической (в западной транскрипции) или кафолической (в транскрипции восточной). С этого времени Западная церковь называет себя римскокатолической, а Восточная – греко-кафолической, Православной (ортодоксальной, правоверной).

Разрыв церквей в значительной мере был следствием цивилизационных различий, которые обозначались еще более явственно в дальнейшей истории культуры Западной Европы и культуры православных государств. Важнейшей причиной раскола христианской церкви все же была, в конечном счете, борьба за власть.    

Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей (от гр.hairesis – особое вероучение). Папство, возникшее в VIII в., всегда активно

сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция (от лат. ingusitio – розыск), которая с XIII в. действовала как

регулярный церковный суд. Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора. Несчастных, как правило, сжигали на кострах. Такие процессы были  почти массовыми в Западной Европе. 

Огромную роль, как на Западе, так и на Востоке играло монашество:

монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом.

Крупнейшими теологами средневековья были Альберт Великий (ок. 1193-1280) и Фома Аквинский (1225/26-1274). Альберт Великий начал перестройку и энциклопедическую систематизацию христианского богословия. Основное сочинение Фомы Аквинского «Сумма теологии» обобщала основы средневекового мировоззрения. Им же были сформулированы пять доказательств существования Бога.  

Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшим финансовым центром мира, активно вела коммерческую и  общеэкономическую деятельность, например, продавала индульгенции (от лат. indulgentia – милость) – грамоты об отпущении грехов, как уже совершенных, так и будущих. 

Европейское средневековое общество было очень религиозно, и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки (юриспруденция, естествознание, философия, логика) – все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственным образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.   

Главным достоинством средневекового человека была стойкость в вере. Она поддерживала его в жизни, поднимала в глазах окружающих. Вполне применимо для характеристики средневекового мышления знаменитое изречение христианского теолога Тертуллиана (160-после 220 гг.): «Верую, ибо абсурдно». Вполне естественным при таком подходе было отрицательное отношение к науке – «служанке дьявола», которое не просто санкционировалось социальными институтами и, в первую очередь, церковью, но и было органичной составляющей «здравого смысла». 

При обсуждении любых вопросов решающим был авторитет Писания. Научные результаты должны были вписываться в религиозную картину, часто весьма противоречивым, эклектичным образом. 

3. Культура средневековья 

Центральным, исходным положением всей средневековой культуры – религии, науки, права, искусства, образования – был теоцентризм, т.е. центральное положение творца, волей которого объяснялись любые явления в мире. 

Образование. В V-IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Именно церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача монашеских школ была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности: «семь свободных искусств» - грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия музыка. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник. Также существовали светские школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной культуры. В них обучались дети из знатных семейств. Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средневековья был неодинаков, менялась и степень образованности людей.  

В XI вв. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088), ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права. Студенты и профессора объединялись в университеты (лат.universitas – объединение) для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. Университет делился на землячества – объединения студентов из той или иной страны и факультеты (лат. facultas – возможность), где они овладевали теми или иными знаниями.

В Англии в 1167 г. был открыт  первый университет в Оксфорде, затем – университет в Кембридже. Виднейшим университетским ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон (ок. 1214-1292), который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт. Крупнейшим и первым из университетов Франции была Парижская Сорбонна (1160). Она объединяла четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Сорбонна была признанным центром теологии. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран. Преподавание, как и везде в Западной Европе, велось на латыни. 

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от греч.

scholastikos – школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическим принципами, интерес к формально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным. 

Для Византии периода раннего Средневековья также присуще было усиление позиций христианской церкви в области образования, что выразилось, например, в гонениях на античную философию. В VI в. была закрыта знаменитая Афинская школа, основанная Платоном и просуществовавшая почти 1000 лет. Античную философию сменило богословие. Однако к середине IX в. в Константинополе была создана высшая школа, где преподавание строилось по античному образцу. Виднейшим представителем византийской культуры этого времени был патриарх Фотий (ок. 810 или 820-890-е), составитель «Мириобиблиона» - сборника отзывов на 280 произведений преимущественно античных авторов, автор богословских сочинений.

В IX-X вв. отмечается подъем естественнонаучных знаний. Создаются энциклопедии по различным отраслям знаний, содержащие разнообразные сведения о византийском обществе и соседних народах, в том числе и о восточных славянах – русаках. Составляются руководство по хирургии, учебники по математике. Наряду с точными науками широкое распространение получают оккультные науки: алхимия, астрология, магия. 

Архитектура. Как и во всех форма средневековой культуры, в архитектуре определяющим оказалось влияние религии. Сильная роль церкви проявлялась и в скульптуре и живописи. В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольного храма, стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией. Великолепный образец архитектуры Византии – храм Святой Софии в Константинополе, стены которого были украшены замечательной разноцветной мозаикой, а крышу завершал огромный купол.  

Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер. Во Франции при Карле Великом было развернуто грандиозное строительство. По своей архитектуре здания напоминали византийские постройки. Строительная техника была несовершенна, большинство зданий, построенных из дерева, погибло.  

Постоянно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света. С этого времени в Западной Европе широко строятся каменные сооружения. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Стремление возродить Римскую империю отразилось на архитектурных вкусах эпохи. Массивные романские строения символизировали не только политическую и культурную преемственность от Древнего Рима, но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, всемогуществе христианского Бога. Поэтому романские церкви называют «замками Бога». Характерные их особенности – полуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы. Такой стиль в архитектуре получил название романского. Иногда для строительства романских церквей использовали фрагменты, изъятые  из римских храмов. Так, на строительные материалы была растащена значительная часть Колизея. 

В романском стиле построены собор Нотр-дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция), в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), во Флоренции, Пизе и Милане (Италия). 

Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись – плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. От византийской живописи были заимствованы большие глаза на лицах изображаемых, полное отсутствие портретного сходства, искусственность поз. Живопись отражала сословноиерархического представления о мире: святые изображались более крупными по размеру, чем король, а король – более крупным, чем его вассалы и слуги. 

К XII в. относится появление нового архитектурного стиля готики (от итал. gotico – готский, по названию германского племени готов), ставший после романского стиля вторым каноном Средневековья. Причудливый мир готики является своеобразным отражением протекавших в Средневековой Европе экономических и политических  процессов (усложнении структуры общества, рост городов, усиление влияния третьего сословия, религиозные войны). Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, относятся ко второй половине XII в. Основа готического собора –

высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте. В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами – витражами. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь. Снаружи и изнутри готические соборы украшались также статуями, рельефами, живописью, сохранившими основную черту готического стиля – устремленность ввысь. В основе же общего плана готического собора находился крест. В готических храмах звучала удивительная по красоте музыка. Великолепны готические соборы в Париже (Нотр-Дам, СенШапель), Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция).

Для английских готических соборов (в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяженность и меньшая высота, чем для соборов на континенте, а также своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовывавших декоративные «веерные» узоры. Шедевр готического стиля – Вестминстерское аббатство в Лондоне. 

В архитектуре Германии переход к готике был более медленным, чем во Франции и Англии. Собор в Любеке положил начало кирпичной готики, широко распространившейся затем в странах Северной Европы. В XIV в. готический стиль получил дальнейшее развитие. Это была пламенеющая готика – здания украшали тончайшей резьбой по камню – каменным кружевом. В такой технике выполнены соборы в Корби, Аласоне, Амбере, Конше    (Франция).          В       XIV   в.       в        Англии      наметился переход     к

перпендикулярному стилю в готике, получившему свое название от рисунка линии оконного узора. Каменные стены превращаются в это время в узкие простенки между окнами, и этот стиль был присущ только Англии. 

С развитием готической архитектуры меняются и скульптура, и живопись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными, богаче становится гамма красок, ибо все отчетливее сказывается наследие античности.

Литература. Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии  и стран Скандинавии. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса – поэма «Беовульф» (около 700г.). 

По мнению специалистов, во всей западноевропейской литературе этого периода не имеет себе равных по содержанию и силе эпическая народная поэзия Скандинавии. Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса считается «Старшая Эдда» – сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях. Записана «Эдда» была в XIII в. с появлением в этих странах латинской письменности, но создана была значительно раньше. 

Особое место в литературе скандинавских народов занимают исландские саги. Одна из наиболее известных – «Сага об Эрике Рыжем», рассказывающая об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки. Возникает и развивается рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений – величайший памятник французского народного героического эпоса – «Песнь о Роланде», в котором воспеваются военные подвиги  знаменитого военачальника Карла Великого графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию. 

                                      В    XII    в.    появляются   рыцарские   романы.   Один    из    наиболее

прославленных поэтов, работавших в жанре рыцарской эпопеи, был Кретьен де Труа (до 1150-до 1190). Его романы («Ланселот, или Рыцарь телеги», «Эрик и Энеида», «Ивейн, или Рыцарь Льва» и др.) были посвящены кельтскому королю Артуру и его вассалам – рыцарям Круглого стола. Большой популярностью также пользовался роман Готфрида

Страсбургского (умер ок. 1220) «Тристан и Изольда» о пылкой любви двух молодых людей. 

Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв. – «Песнь о Нибелунгах», повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. В ее основе – древние германские сказания. Развитие в западной литературе получила и рыцарская лирическая поэзия. В Германии это миннезингеры, менестрели (певцы высокой любви), сами исполнявшие свои произведения. 

Во Франции лирическая поэзия достигла вершины в куртуазной (от франц. cour – двор) поэзии трубадуров (от прованс. trobar – находить), воспевавших добродетели рыцаря-вассала, идеальную любовь и преданное служение даме, чаще замужней, хозяйке замка. Иногда трубадуры сами исполняли свои сочинения, но нередко это делали за них актеры-жонглеры. Среди трубадуров выделяются Бертран де Борн (ок. 1140 – ок. 1215), Джауфре Рюдель (ок. 1140-1170), Арнаут Даниэль и Гильом IX герцог Аквитанский

В XIII в. при дворах вельмож Северной Франции было распространено искусство труверов (фр. trouver – изыскивать, выдумывать) – певцов, исполняющих песни собственного сочинения. Знаменитейшим трувером был поэт и композитор Адам де ла Аль. Его театрализованная пастораль «Действо о Робене и Марион», включающая обработки народных песен, считается одним из первых произведений оперного жанра. 

Значительным явлением в литературе Франции XII-XIII вв. была поэзия вагантов (от лат. vagantes – бродячие) – бродячих поэтов, которые высмеивали католическую церковь и духовенство за алчность, лицемерие, невежество. Церковь преследовала и осуждала вагантов. Примером поэзии вагантов является знаменитое стихотворение «Орден вагантов», автор которого неизвестен и которое, возможно, было результатом коллективного творчества. 

Важнейший памятник английской литературы XIII в. – знаменитые баллады о Робин Гуде, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы. Выдающимся событием этого периода можно считать активное развитие литературы на английском языке. 

Итальянская литература была представлена в основном лирической поэзией – песнями, балладами, сонетами, написанными на итальянском языке. В середине XIII в. в Италии возникает так называемый «новый сладостный стиль», прославляющий любовь к женщине. Основатель этого стиля – болонский поэт Гвидо Гвиницелли (ок. 1230-1276), а крупнейшие представители – флорентийцы Брунетто Латини (2-я пол XIII в.) и Гвидо Кавальканти (ок. 1259-1300). В конце XIII в. появляется первое прозаическое произведение на итальянском языке – собрание новелл, сюжеты которых впоследствии использовал знаменитый Боккаччо при создании

«Декамерона». 

В этот период бурно развивается городская литература, для которой были характерны реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы были Чекко Анджольери и Гвидо Орланди (конец XIII в.).

Развитие городской литературы свидетельствовало о становлении городской культуры, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров

Литургическая драма (инсценировка на латинском языке библейских сюжетов), по мере развития городов становилась все более светской. Примерно с середины XII в. театральные действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях. Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке. Развивается особый жанр – моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. 

Новым и чрезвычайно новым явлением было создание в городах нецерковных школ. Это были частные школы, материально не зависящие от церкви. Выдающимся магистром Франции был Петр Абеляр (1079- 1142), философ, богослов и поэт, основатель целого ряда нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет», в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. 

Наука. Очень большое место в средневековой науке занимала алхимия, предшественница современной химии. Важнейшей задачей ее было обнаружение «философского камня», способного обращать в золото обычные металлы. Алхимикам удалось добыть значительное количество эмпирических (опытных) данных, которые вошли затем в содержание химической науки. То же самое можно сказать и о такой «лженауке», как астрология. И астрология, и алхимия не были науками в современном понимании, но они преследовали те же цели, что наука – объяснение мира, поиск природных закономерностей. Другое дело, что этот поиск происходил в форме, наиболее естественной для средневекового мышления.

Характерным для средневекового познания природы был своеобразный «схоластический эмпиризм». М Фуко приводит весьма красноречивое свидетельство такого рода: в средневековый трактат о змеях помимо чисто естественнонаучных сведений входили также описания чудес и пророчеств, связанных с тайными знаками Змеи, Змееносца, Дракона (названия созвездий), описания геральдических знаков, содержащих изображения змей и т.д. 

Символическое содержание было присуще в той же мере и произведениям искусства, включавшим (вплоть до XVII в.) четыре смысла – прямой, аллегорический (иносказательный), морально-назидательный и тайный. К числу важнейших символов относилось и зеркало – как око, направленное сразу во внешний и внутренний миры. Вот почему разбитое зеркало означало разрушение этой связи, смерть. Особый смысл имел также знак рыбы. Некоторые исследователи объясняют это тем, что буквы греческого слова «ихтис» - рыба, совпадают с первыми буквами латинского выражения «Иисус Христос, Божий сын, Спаситель». В этом угадывалось бесспорное знамение. Символ рыбы как тайный знак Христа находится на печатях и светильниках в римских катакомбах, где скрывались от преследований первые христиане. Они обозначали себя латинским словом pisciculi (рыбки), а купель для крещения называлась по-лат. piscina – пруд для рыбы; бассейн для купания.

При таком подходе ученый, исследователь природы представлялся неким магом, чародеем, выявлявшим тайные знаки и предзнаменования. 

В течение тысячелетнего средневекового пути, шаг за шагом, отражая не только успехи наук, но и общие сдвиги в мировоззрении, замешанный на страхах, благоговейном доверии интерес к чудесам переосмысливался таким образом, что подлинным чудом являются размеренность и организованность мира, и такое «непрерывное чудо» значительно убедительней выражает божественное могущество и мудрость, чем отдельные непонятные чудеса. На смену раннесредневековому «верую, ибо абсурдно» пришло «Верую, чтобы уразуметь» (Ансельм Кентерберийский), а затем «Разумею, чтобы верить» (Абеляр). Концепция «двух истин» в конечном итоге также была выражением шагов этой эволюции. Все эти «игры разума» происходили под бдительным контролем церкви. 

Английские монахи-францисканцы Роберт Гроссетест (1175-1253) и уже упомянутый Роджер Бэкон ввели в исследование природы математику и экспериментальный метод. Хотя и обсуждаясь в русле схоластики, результаты их экспериментов в значительной мере продвинули знания в области оптики – о природе зрения, света и цвета. В Оксфорде проводились исследования в области механики, в частности, относящиеся к ускоренному движению. Во Франции Жан Буридан (ок. 1300-1358) разработал концепцию импетуса (импульса), а Николя Орем (1323-1382) выдвинул идеи, послужившие формированию небесной механики, пантеистических представлений о природе, характерных уже для эпохи Возрождения. 

В позднем средневековье начинает возрождаться интерес к достижениям античной науки. Византийский просветитель Максим Плакуд (1250-1310) в работе «Счетное искусство по индийскому образцу» обосновывал использование так называемых арабских цифр (имеющих в действительности индийское происхождение). В Византии в эпоху Палеологов (1261-1453), называемую даже «Византийским Возрождением», появляются новые труды по астрономии, геометрии, тригонометрии, алгебре, геодезии и картографии. В них учитывались также достижения арабских и античных ученых. То же самое можно сказать о медицине, включавшей анатомию, философию, фармакологию (ятрохимию, от греч. iatros – врач). Вплоть до XVII в. использовалось руководство по фармакопее, составленное в XIII в. Николаем Мирепзосом. Столь же популярной была «История Земли» и «Всеобщая география», написанные в XIII в. Никифором Влеммидом. Еще раньше, в XI в., Михаил Пселл составил «Хронографию», жизнеописание императоров. До XIV в. использовался составленный им «Квадриум» (от лат. quadrivium  - пересечение четырех дорог), руководство, объединяющее знания  в области арифметики, геометрии, астрономии и музыки.

В VI-VII вв. практические успехи были достигнуты в изготовлении красок, в конце VII в. византийцы изобрели «греческий огонь» - зажигательную смесь, которая горела даже в воде, что давало большое преимущество в морских сражениях, а также при осаде крепостей. В IX в. Лев Математик усовершенствовал световой телеграф. Европейцам, незнакомым с порохом и бумагой, пришлось изобретать их заново, вслед за китайцами.

К концу средневековья нараставшие общественные потребности привели к изобретению очков, стеклянного зеркала, механических часов с боем. В торговых операциях использовался вексель, на реках сооружались шлюзы, люди додумались солить сельдь. В 1280-1295 гг. совершил свои путешествия в Индию Марко Поло.  

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА (опорный конспект)

С V по XV век

Три силы, определившие культуру Средневековья

♦ Традиции греко-римской культуры.

♦ Дух варварства.

♦ Христианство — новое духовное основание европейской культуры.

Особенности культуры Средневековья

♦ Восприятие всего через призму религии, Бог превыше всего, монашество («молящиеся») — самый почетный труд («воюющие» и «трудящиеся» ниже).

♦ Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти.

♦ Мистицизм, иррационализм.

♦ Культ аскетизма

♦ Искусство направлено на религиозно-церковные нужды.

♦ Образование — религиозный характер, грамотность — редкое явление, университеты с XII века — преподавание на латыни.

♦ В науке — господство схоластики, строгий контроль церкви; разделение «истин разума» и «истин веры»; крайне редкое обращение к наблюдению и эксперименту.

♦ Сохранение пережитков язычества.

В архитектуре выделяются романский стиль, с XIIв.-готический.

Литература: Учебник Культурология //под ред. А.Н.Марковой

 ГЛАВА 15. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ 211

15.1. Особенности исторического развития Византии 211

15.2. Государственное устройство Византии 214

15.3. Период Раннего Средневековья 216

15.4. Период Македонской династии и династии Комнинов 224

15.5. Эпоха Палеологов 230

ГЛАВА 16. КУЛЬТУРА АРАБСКОГО ВОСТОКА 235

16.1. Арабский Восток — родина ислама 235

16.2. Арабская культура 240

16.3. Быт и нравы арабов 244

 

 


Последнее изменение: суббота, 12 Март 2022, 08:22