Реклама торговой марки/ товарного знака
Что такое товарный знак и зачем он брендам
Товарный знак — официальный юридический термин, которым в России обозначают зарегистрированные в Роспатенте названия продукции и компаний, логотипы, слоганы и любую другую бренд-символику. Если цвет, упаковка, джингл и другие составляющие прошли регистрацию в качестве товарного знака и получили свидетельство, только тогда к ним можно применять этот термин.
Интеллектуальную собственность (ИС), зарегистрированную как товарный знак, никто из конкурентов не сможет использовать для продвижения своей деятельности. Даже запускать рекламу в интернете по вашему брендовому запросу нельзя: будет штраф. А еще товарный знак можно принять к бухучету как НМА и увеличить стоимость своей компании.
В некоторых городах, например, в Москве, без регистрации товарного знака нельзя повесить вывеску на улице. Неважно, регистрируете вы только название или логотип: что-то из вашей символики обязательно должно быть официально защищено через Роспатент. Это служит доказательством, что вы не нарушаете права на чужую ИС и продвигаете свои товары или услуги на законных основаниях.
Перед тем, как зарегистрировать бренд в качестве товарного знака Роспатент проводит проверку: смотрит, чтобы у компаний, которые работают в вашей сфере по всей РФ, не было зарегистрировано похожих обозначений. Только когда Роспатент убедится, что ваша компания — единственная, кто пользуется этим обозначением среди конкурентов по всей стране, сможет выдать свидетельство на товарный знак.
Если бренд зарегистрирован как товарный знак — он обозначается символом ®.
Что такое торговая марка
Торговая марка — то же, что и товарный знак, только на территории других государств. В странах ЕС, США и в ряде других англоязычных стран для обозначения зарегистрированной на государственном уровне корпоративной символики используется термин «trademark». Дословный перевод — торговая марка, а по смыслу переводится как товарный знак.
В Гражданском кодексе РФ и в других нормативных актах нашей страны понятие «торговая марка» отсутствует. Юридически защитить обозначение как торговую марку можно, только если вы хотите получить международную защиту. В таком случае нужно обратиться в патентные ведомства стран, где планируете вести деятельность, и проходите регистрацию на местном уровне.
В России у вас останется товарный знак, а за рубежом будет торговая марка. Зарегистрированная торговая марка обозначается символом ™.
Важно понимать, что товарный знак и торговая марка могут защищать только действующие бизнесы. Если зарегистрировать название, логотип или другую айдентику и не вести деятельность на территории государства, где пройдена регистрация — защиту могут отменить по требованию конкурентов, которые работают и хотят выпускать продукцию под этим брендом.
Торговая марка дает производителям ряд преимуществ:
Выделяет продукт. Подчеркивает особенности и качества продукта, которые отличают его от аналогичных предложений конкурентов. Фокусирует внимание потребителя на товаре.
Защищает от копирования. Регистрация торговой марки позволяет защитить уникальное название, логотип, дизайн продукта или упаковки от копирования конкурентами.
Повышает прибыль. Товары под известными марками покупают чаще по сравнению с обычными. В стоимость продуктов узнаваемого бренда часто заложена дополнительная наценка.
Формирует долгосрочные отношения. Компания получает лояльных покупателей, которые информированы о бренде и предпочитают его продукты другим предложениям.
Создает барьер выхода на рынок. Известные бренды формируют дополнительное препятствие для появления новых конкурентов. Чтобы завоевать долю на таком рынке, компаниям необходимо вложить больше ресурсов в рекламу и маркетинг.
Потребитель тоже получает выгоды от торговых марок:
Снижение покупательского риска. Клиент получает продукт с известным качеством, свойствами, репутацией.
Повышение удовлетворенности от покупки. Потребители закрывают эмоциональные и социальные потребности через сопричастность к ценностям, которые транслирует бренд.
Упрощение выбора. Посетителю магазина комфортнее и проще выбрать что-то известное и знакомое. Если потребитель сталкивается с торговой маркой впервые, то на выбор влияет общее впечатление от продукта и бренда.
Компании, которые выпускают продукт для эконом-сегмента, часто используют прием «товар без бренда». Производители крупы или сахара используют полностью прозрачную упаковку с небольшим стикером с информацией, а ритейлеры выставляют на полках продукты под собственными торговыми марками.
Очевидные различия между, товарным знаком и торговой марки
Понятие |
Что такое |
Регистрация |
Зарегистрированное в Роспатенте обозначение бренд-символики компании: логотипа, названия, цвета, мелодии или другой. |
Нет регистрации — нет товарного знака. |
|
Зарегистрированное в других странах обозначение бренд-символики компании: логотипа, названия, цвета, мелодии или другой. |
Регистрируется обязательно, в патентных ведомствах или по регламентам той страны, где компания ведет деятельность. |