Лекция
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИЙ
Промежуточная бухотчетность включает: Учетная политика организации определяется в ПБУ 1/ 2008 как «совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности».
Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей организации управления, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и др.
Учетная политика формируется главным бухгалтером или иным лицом, которое ведет бухучет в организации, и оформляется приказом руководителя. Она едина и применяется всеми подразделениями предприятия независимо от места их расположения.
Учетная политика применяется последовательно в течение ряда лет и должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций за отчетный период;
- отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя из правовой нормы и условий хозяйствования;
- равенство данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетности записям на счетах бухгалтерского учета.
Изменения в учетной политике организации допускаются при: реорганизации предприятия, смене собственников, изменении законодательства РФ и нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработке и применении новых способов бухгалтерского учета.
Приказ об учетной политике должен состоять из двух частей – учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.
Особое место в учетной политике занимают ее методические и организационные аспекты.
Методические аспекты:
1.Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.
2.Порядок отражения на счетах операций приобретения и заготовления материальных ценностей.
3.Метод оценки производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.
4.Варианты учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
5.Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
6.Перечень резервов предстоящих расходов.
7.Порядок учета и финансирования ремонта основных средств.
8.сроки погашения расходов будущих периодов.
9.Варианты учета выпуска продукции.
10.Варианты распределения и использования чистой прибыли.
11.Порядок начисления и выплаты дивидендов.
12.Формирование резервного капитала.
Организационные аспекты:
1.Выбор формы бухгалтерского учета.
2.организация работы в бухгалтерии.
3.Системы внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
4.Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
5.План счетов бухгалтерского учета.
6.Объем, сроки и адреса предоставления отчетности.
7.Система взаимоотношений с аудиторскими службами.
Таким образом, при разработке учетной политики организации следует учитывать, что поскольку она утверждается приказом руководителя организации, то приобретает юридическую силу. Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные выше аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами. Приведенный перечень является примерным, количество пунктов может изменяться в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от направления хозяйственной деятельности и величины организации.