Членение плоскости на части. Доминанта - композиционный центр. Способы организации пространства
Членение плоскости на части. Доминанта - композиционный центр. Способы
организации пространства.
Членение плоскости на части – это композиционный прием достижения равновесия в композиции. Он используется в совокупности с другими выразительными средствами. Членение плоскости предполагает установление различных отношений,
тональных или цветовых, между образовавшимися частями. Манипуляция ими позволит достичь равновесия.
Если отношения основываются на одинаковых частях, возникает статика, на неодинаковых частях – динамика.
Членение осуществляется прямыми или кривыми линиями и поддерживается цветом или тоном. Возможно членение в одном направлении или в нескольких.
Простое членение – членение прямыми линиями.
Сложное членение – членение параболическими линиями, так как они сами по себе динамичные и напряженные, а нужно совместить прямолинейное движение и криволинейное. Поэтому: для сложных натюрмортов используется простое членение, для простых натюрмортов – сложное.
Ритмическая организация мотивов
Для достижения выразительности в декоративной композиции немаловажную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости. Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием каких-либо качеств (размеров, поворотов, меры сложности, цветовой или тональной насыщенности, степени графической или декоративной обработки формы). В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной или динамичной. В первом случае элементы располагаются симметрично относительно осей формата. Во втором случае возможны следующие
варианты:
1 При одинаковости мотивов динамичность достигается за счет
различного расстояния между элементами композиции, а также за счет сгу-
щения их на одних участках композиции и разреженности на других. Проис-
ходит это по одному параметру — расстоянию (А).
2 Элементы одинакового мотива имеют различные размеры и распола-
гаются на разном расстоянии друг параметрам: расстоянию между элемента-
ми, их размерам и поворотам (Б, В).
Варианты расположения фигур в динамической композиции.
Доминанта – композиционный центр. Композиционный центр (доминанта) – важное средство выразительно-
сти декоративной композиции. Он выражен крупным элементом, группой,
свободным пространством (композиционной паузой).
1 Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с до-
вольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других.
2 Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма
одинаковы.
3 Контрастность форм.
4 Увеличение в размерах одного из элементов, среди мелких и наоборот.
5 Пауза, доминирует над другими участками плоскости, менее заполнен-
ными.
Явление оверлеппинга и его роль в декоративной композиции
Оверлеппинг — частичное совпадение или наложение одной формы на
другую.
Рассмотрим два случая оверлеппинга:
1 Один объект находится впереди другого и контур переднего изображается полностью, а находящийся на дальнем плане частично перекрыт (А, Б).
2 Один объект находится впереди другого, но контуры обоих предметов изображаются полностью, так как одно и то же пространство жит сразу двум объектам (или нескольким, если взять группу предметов) (В,Г).
Возникающая во втором случае неопределенность уничтожает соподчинение главного и второстепенного, переднего и
дальнего в первом случае. Обе изобразительные единицы являются одновременно и целыми, и сокращенными, обе находят-
ся и на переднем плане, и сзади. Пропадает ясность взаимных отношений одного объекта с другим. Таким образом, изображение каждого предмета претендует на завершенность, однако его целостность нарушается вторжением другого. Контуры пересекаются, но не прерывают друг друга. Эффект пространства ослаблен.Действие оверлеппинга можно усилить введением тональных или цветовых контрастов в местах наложения. Это явление можно сочетать с членением изобразительной плоскости.
Чтобы сохранить единство композиции можно использовать приём совпадения структурных линий планов. Пример, центр округлого предмета можно совместить с углом квадрата или совместить с одной из его осей.
Последнее изменение: суббота, 28 Сентябрь 2024, 09:31