Вопросы к зачету по литературе
Вопросы к зачету по литературе для СПО
1 семестр
1. На каком историческом фоне развертывается литературное движение конца XVIII - начала XIX века? Назовите основные исторические события, произошедшие в Европе и в России?
2. Типология литературных направлений ХIХ века.
3. Охарактеризуйте основные тенденции литературного процесса второй половины 19 века?
Почему ХIХ век называют «золотым веком» в развитии литературы.
4. Что такое «чистое искусство»? Каковы его главные особенности? Кто и почему активно противостоял «чистому искусству»? Охарактеризуйте творчество Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.
5. В чем состояла суть полемики западников и славянофилов?
6. Охарактеризуйте народничество как явление общественной и духовной жизни 1870-х годов. Расскажите о народничестве как литературном направлении.
7. Что подразумевалось под выражением «натуральная школа»? Расскажите о ее основных художественных принципах.
8. Раскройте смысл религиозно - нравственных и художественных исканий позднего Л. Толстого? Назовите основные заповеди его учения.
9. Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Конфликт личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
10. Н. В. Гоголь «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Повесть «Невский проспект». Образ Петербурга в повести.
11. А. Н. Островский. Драма «Гроза».Семейный и социальный конфликт в драме.
12. А.Н.Островский Драма «Гроза» . Образ Катерины. Противопоставление образу Варвары.
13. Тема «обломовщины» в романе И.А. Гончарова «Обломов». «Сон Обломова» и его место в художественной структуре романа.
14. Прием антитезы в романе. И.А Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц.
15. И.А. Гончаров «Обломов». Приём антитезы. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
16. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Смысл названия и основной конфликт романа.
17. Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
18. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
19. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
20. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
21. Двойники Раскольникова. Их роль в системе художественных образов романа.
22. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Эволюция отношений Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.
23. Н.А. Некрасов. Гражданский пафос лирики. Жанровое своеобразие лирики Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет.
24. История создания романа-эпопеи «Война и мир». Как и почему в процессе работы над романом меняется авторский замысел? Какие названия предшествовали окончательному? В чем смысл названия?
24. Путь исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе -эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»
25. Наташа Ростова – любимая героиня автора. В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
26. Народный характер Отечественной войны 1812 года. Образ Кутузова в романе.
27. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Охарактеризуйте образы народных персонажей в романе (Тихон Щербатый, Платон Каратаев и др.)
28. Основные мотивы творчества А.А. Фета. Поэзия Ф.И. Тютчева. Стихотворение наизусть.
2 семестр
1. Особенности развития русской литературы на рубеже веков. Характеристика основных литературных направлений – реализма и модернизма.
2. «Серебряный век» русской литературы. Основные черты и значение “Серебряного века” для культуры России. Происхождение названия «Серебряный век».
3. Поэзия русского символизма. Назовите поэтов-символистов, охарактеризуйте творчество одного из них. (Стихотворение наизусть)
4. Поэзия русского акмеизма. Назовите поэтов-акмеистов, охарактеризуйте творчество одного из них. (Стихотворение наизусть)
5. Поэзия русского футуризма. Назовите поэтов-футуристов, охарактеризуйте творчество одного из них. (Стихотворение наизусть)
6. «Вечные темы» русской литературы и их художественное воплощение в рассказах И. Бунина.
7. Творчество А. Куприна и К.Г. Паустовского. Анализ рассказа « Мелюзга» А.Куприна и повести К.Г. Паустовского « Мещерская сторона».
8. Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философское произведение. Герои пьесы. Сатин или Лука – герой пьесы «На дне». Спор о назначении человека.
9. А.А. Блок. Основные темы лирики. Тема Родины, тревога за судьбу России. Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Стихотворение наизусть.
10. В. Маяковский и русский футуризм. Автобиографическое начало в поэзии. Стихотворение наизусть.
11. Новокрестьянская поэзия. С.А. Есенин. Основные темы лирики. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Судьба человека и революции (по поэме С. Есенина «Анна Снегина»).
12. М.А. Шолохов. «Тихий Дон» - роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы гражданской войны. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории. Любовь на страницах романа.
13. Биография, творческий путь А.П. Чехова. Рассказ «Ионыч.» Драматический сюжет обыденной жизни.
14. Развитие жанра антиутопии как свидетельство тревоги за будущее в творчестве Е. Замятина и А. Платонова. Антиутопический мир на страницах романа «Мы». Осмысление революции и послереволюционной эпохи в прозе Платонова.
15. Лейтенантская проза Б. Васильев «А зори здесь тихие..», В.В. Быков «Сотников.» Нравственный выбор героев.
16. Гибель поэтов как символ времени. Тема творчества и судьбы в лирике М. Цветаевой и О. Мандельштама. Стихотворение наизусть.
17. А.А. Ахматова. Основные темы творчества. Тема гражданского мужества в лирике военных лет. Своеобразие лирики Ахматовой. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Стихотворение наизусть.
18. Б.Л. Пастернак. Основные темы лирики. Особенности поэтического восприятия. История создания и публикации романа «Доктор Живаго». Судьба Живаго в русле истории революции. Судьбы людей в годы гражданской войны. Стихотворение наизусть.
19. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Тема любви и творчества в романе. Мастер и Маргарита как главные герои произведения.
20. Литература русского зарубежья. Старшее и младшее поколение, темы их творчества. Жизнь и творчество В. Набокова.
21. К. Симонов. Тема войны и любви в лирике писателя. Стихотворение наизусть.
22. Особенности развития литературы в 1950-1980-е гг. Литература периода «Оттепели». Основные направления в прозе: деревенская, военная, городская проза, лагерная. Охарактеризуйте представителей этих направлений. В.Распутин, А.Солженицын, В. Шукшин.
23. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Изображение русского национального характера в рассказе. Смысл названия. Судьба произведения.
24. Художественные особенности прозы В. Шукшина. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Рассказы «Чудик». Образы главных героев.
25. «Тихая» и «громкая» («эстрадная») поэзия как направления русской литературы 60-70-х годов ( А.Вознесенский, Е.Евтушенко т.д.). Авторская песня как новое явление в русской литературе XX века (В.Высоцкий, Б.Окуджава, Ю.Визбор, В.Цой и др.).
26. Постмодернизм как метод современной литературы. Раскройте русский постмодернизм в творчестве одного из писателей (В. Пелевин, Т. Толстая, В. Сорокин, Вен. Ерофеев, Вик. Ерофеев).