Лекция «Виды и средства рекламы»

Лекция  «Виды и средства рекламы»

Обратимся к исторической справке. Откуда пошло слово реклама.

Слово «реклама» происходит от латинских глаголов reclamо («выкрикивать») reclamare («откликаться» «требовать»)

__________________________________________________________________

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объеты рекламирования: товар, услуга, физическое лицо, фирма, торговая марка (или марка производителя), идея, мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), результаты интеллектуальной деятельности.

Субъекты рекламы

1) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

2) рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

3) рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

4) потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

5) спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

Функции рекламы:

1. Экономическая функция. Стимулирование сбыта и наращивание объемов прибыли от реализации продукции за определенную единицу времени.

2. Информационная функция. Реклама обеспечивает потребителей направленным потоком информации о производителе и его товарах, в частности их потребительской стоимости.

3. Управляющая функция. Реклама управляет спросом на те или иные товары или услуги. Более активная реклама одного товара, может повысить спрос на него на фоне товаров аналогов

4. Социальная функция. Рекламная информация оказывает воздействие на формирование массового общественного сознания и сознание каждого потребителя в частности.

5. Маркетинговая функция. Реклама одно из составляющих продвижения продукта.

6. Коммуникационная функция. Реклама информирует, формирует потребность в товаре или услуге, побуждает человека к их приобретению.

7. Воспитательная функция. Реклама показывает готовые формы поведения в той или иной ситуации. Определяет что хорошо, что плохо.

8. Контролирующая и корректирующая функции. С помощью анкетирования, сбора информации, анализа процесса реализации товаров поддерживается связь  с рынком и потребителем. Это позволяет контролировать продвижение изделий на рынок, сохранять и закреплять у потребителей устойчивую систему предпочтений к ним, в случае необходимости быстро реагировать  и корректировать процесс рекламной деятельности.

Задачи рекламы- информировать потенциальных потребителей о товарах или услугах, их свойствах и условиях реализации, о фирмах-производителях.

3 вида основных задач рекламы.

1. Коммерческие ( стимулирование сбыта, рост продаж, увеличение прибыли, ускорение товарооборота, поиск выгодных партнеров)

2. Некомерческие ( осуществление политических целей, укрепление моральных устоев, охрана природы, снижение заболеваемости, поддержка общественных организаций)

3. Имиджевые ( формирование образа товара, фирмы, ее престижности)

Типы рекламы:

Основные виды рекламы:

Виды рекламы

1.) По типу инициатора:

а)фирменная (корпоративная)

б)от имени правительства

в)от имени частных лиц

г)социальная реклама

д)политическая реклама

2.) По направленности на аудиторию:

а)реклама потребительских товаров (B2C)

б)бизнес-реклама (B2B)

3.) По географическому признаку:

а) локальная – рассчитана на потребителей, проживающих в данном городе

б) региональная – охватывает определённую часть страны

в ) общенациональная – в масштабах всего государства

г ) международная – ведётся на территории нескольких государств

д ) глобальная – охватывает весь мир (социальная реклама)

4.)По периоду жизненного цикла товара:

а) информативная

б )увещевательная

в) напоминающая

5.)По характеру воздействия:

а) жёсткая – она представляет собой агрессивный нажим на покупателя с целью заставит его купить рекламируемый товар, рассчитана на краткосрочную перспективу

б) мягкая – сообщает о товаре, формирует вокруг него благоприятную атмосферу, рассчитана на среднесрочную и длительную перспективу

6.)По каналу распространения:

а ) печатная (полиграфическая)

б) в газетах и журналах

в) радио- и телереклама

г) наружная

д) транзитная (на транспорте)

е) сувенирная

ж) интернет-реклама

7) по степени соответствия законодательству:

а) надлежащая;

б) ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Ненадлежащая реклама может быть недобросовестной, недостоверной и скрытой.

8.) По формату рекламы:

ATL- это привычные форматы рекламы, нацеленные на стойкий контакт с целевой аудиторией и призыв к продажам, помогают достучатся и завоевать целевую аудиторию

BTL- это более мягкие и косвенные подходы: дегустации, промо-мероприятия, конференции и т.п., они помогают улучшить имидж, привести аудиторию к определенным идеям и собрать дополнительные контакты

TTL- это объединение нескольких форматов рекламы

Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

7. по используемым средствам привлечения и удержания внимания: реклама с использованием образов «звезд» шоу-бизнеса, спортсменов, моделей; с использованием образов детей и животных; с использованием мнения экспертов; с использованием мнения обывателей; с использованием образа «красивой жизни»; с акцентированием внимания на логическом доказывании целесообразности покупки или эмоционального вовлечения потребителя рекламы.

8.) По охвату

а)Массовая – для широкой аудитории.

б)Сегментированная – для узкой ЦА (например, реклама премиум-авто).

в)Персонализированная – индивидуальные предложения (например, на основе истории покупок).

Не допускается реклама:

1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;

2) наркотических средств, психотропных веществ;

3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;

4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;

5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;

6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;

7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Какие основные типы рекламы существуют и чем они отличаются? (Классификация по целям, каналам, форматам)

Вопросы для домашнего изучения.

1.Как реклама влияет на поведение потребителей? (Психологические приемы, эмоциональное воздействие)

2.Как измерить эффективность рекламной кампании? (KPI: ROI, CTR, конверсия, охват)

3.В чем разница между B2B и B2C рекламой? (Особенности аудитории, подходы, примеры)

4.Какие креативные приемы делают рекламу запоминающейся? (Сторителлинг, юмор, визуальные метафоры)

5.Как законодательство регулирует рекламу? (Закон "О рекламе", запрещенные приемы, этика)

6.Какие тренды в рекламе актуальны в 2024–2025 годах? (AI, интерактивность, UGC, sustainability-маркетинг)

 


Last modified: Tuesday, 9 September 2025, 11:55 PM