Тема 13 (32) Золотой век российской культуры
Тема 16 (32ч) Золотой век российской культуры.
План изучения:
1.Литература XIX в.
2.Театр и балет.
3.Музыка.
4.Скульптура.
5.Архитектура.
6.Живопись.
Источник:
Культурология учебное пособие//Марковой Н.А. с 455-465
https://foxford.ru/wiki/istoriya/zolotoy-vek-rossiyskoy-kultury
Отечественная война 1812 г. и патриотический подъем, который пережил русский народ, способствовали стремительному взлету русской культуры в XIX в. В противовес утверждению П. Я. Чаадаева, что российская культура и цивилизация ничего не дали человечеству («Первое философическое письмо», 1836 г., «Телескоп»), именно в это столетие Россия подарила миру гениальные творения в литературе, живописи, музыке, фундаментальные открытия в науке, внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX в. завершился процесс формирования национальной культуры. Если по уровню экономического и социально-политического развития Россия уступала передовым европейским странам, то ее культурные достижения во многом опережали время. Стремительный культурный и духовный подъем в XIX в. позволяет назвать эту эпоху «золотым веком» русской культуры.
Литература
Доминирующее положение в системе духовной культуры занимала литература. На рубеже XVIII − начала XIX в. закат русского классицизма нашел отражение в творчестве Г. Р. Державина. Главным объектом его поэтики являлся человек как неповторимая индивидуальность.
Под влиянием войны 1812 г. на смену сентиментализму в литературе пришел романтизм. В центре внимания авторов-романтиков был возвышенный герой, стремящийся преодолеть несовepшенство мира. Романтизм усилил в искусстве лирическое начало. Основоположником русского романтизма был В. А. Жуковский. Его баллады проникнуты меланхолическими мечтаниями, романтическими переосмысленными образами народной фантастики. В лирической поэзии Жуковский стал мастером изображения тонких, неуловимых движений человеческой души. Поэт придал общественное содержание лирическим переживаниям человека, утверждая, что счастье человека в богатстве его внутреннего мира.
Гражданское направление романтизма проявилось в творчестве поэтов, писателей, критиков, участников движения дворянских революционеров. Своим романтическим творчеством декабристы утверждали активного героя, «болеющего» проблемами страны. Лирика К. Ф. Рылеева, его исторические «Думы», оды и поэмы В. К. Кюхельбекера, литературные произведения и критические статьи А. А. Бестужева-Марлинского развивали идеи самоценности и свободы личности, звали к борьбе с самодержавно-крепостническими порядками.
Романтизм оказал влияние на раннее творчество А. С. Пушкина (поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы») и М. Ю. Лермонтова («Мцыри», «Песня про купца Калашникова»). С романтизмом связаны и имена К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, А. И. Одоевского, Д. В. Beнeвитинова, И. И. Козлова.
В 1830–1840-е гг. русская литература проходит свой путь от романтизма к реализму. О долгом взаимодействии этих литературных направлений в творчестве русских писателей свидетельствует комедия «Гope от умa» А. С. Грибоедова. Она быстро стала популярной, вызвала острую полемику. Сохранив черты классицизма, комедия поражала резкой картиной действительности, свойственной реализму, а в ее гepoe угадывалось романтическое начало.
Из документа (А. С. Пушкин о «Горе от ума» (письмо А. А. Бестужеву)):
В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, и благородный, и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека − с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб. Кстати, что такое Репетилов? В нем 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? Довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не в мерзостях. Это смирение чрезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему подобных кающихся? Между мастерскими чертами этой прелестной комедии недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молчалину − прелестна! И как натурально! Вот на чем должна была вертеться вся комедия, но Грибоедов, видно, не захотел − его воля. О стихах я не говорю, половина должны войти в пословицу.
Первые десятилетия XIX в. В. Г. Белинский справедливо назвал «пушкинским периодом» русской литературы. С именем А. С. Пушкина связано формирование русского литературного языка. Он обратился к народному творчеству, проникся глубоким пониманием души, психики и характера русского человека. Поэт первым показал, что истинная народность заключается не в описании русского сарафана, а в жизненной достоверности, правде о взаимоотношениях людей, личности и общества. Значение творчества А. С. Пушкина огромно, он стоит в ряду величайших и неповторимых явлений мировой культуры.
В период создания романа в стихах «Евгений Онегин» основным методом изображения действительности для поэта становится реализм. Роман «Евгений Онегин», историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский» явились выдающимися образцами русской реалистической литературы.
Из документа (В. Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина):
«Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него!.. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным… Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…
Представители реализма как нового литературного направления стремились к изображению повседневного существования обычных людей, к воспроизведению реального течения жизни. В позднем творчестве М. Ю. Лермонтова наметилась глубокая симпатия к простым, но полным настоящей самоотверженности и героизма людям, − то настроение, которое образует основной пафос русской литературы XIX в. «Герой нашего времени» с образом лишнего человека, утратившего смысл жизни, явился зрелым реалистическим произведением, наполненным глубоким общественным и психологическим звучанием.
Из документа (А. И. Герцен. Русская литература: Михаил Лермонтов):
Что, однако, особенно примечательно в творчестве Лермонтова − это реализм, который, как мы уже говорили в нашей статье о Пушкине, составляет, пожалуй, наиболее характерную черту русской литературы вообще. Обладая живой и впечатлительной натурой, громадной наблюдательностью, удивительной способностью впитывать в себя впечатления других, русские обладают, по-видимому, всеми необходимыми свойствами, чтобы реализм − эта несомненная основа сегодняшнего искусства − получил широкое развитие в их литературе. Лермонтов, куда бы он ни обращал мысль, всегда остается на твердой почве реальности, и этому-то мы и обязаны исключительной точности, свежести и правдивости его эпических поэм, равно как и беспощадной искренности его лирики, которая всегда есть правдивое зеркало его души.
В 1830–1840-e гг. поиски новых форм авторов реалистического направления сопровождались появлением так называемой «натуральной школы». Сочетание духа анализа и детального воспроизведения действительности шло от наблюдательности, характерной для Н. В. Гоголя, И. С. Typгeневa, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского. Н. В. Гоголь в «Петербургских повестях» изобразил большой город с его социальными контрастами. Сочувственно раскрывая судьбу забитого и бесправного мелкого чиновника в «Шинели», Гоголь открыл путь всей демократической русской литературе от Тургенева, Григоровича и раннего Достоевского до Чехова. В комедии «Ревизор» он выступил как продолжатель традиции Фонвизина и Грибоедова, направив свою сатиру не против отдельных «злоупотреблений», а против основ общественного строя, действительности, порождающей хлестаковых и городничих. Величайшее произведение писателя «Мертвые души» − острая критика помещичьей России.
Из документа (В. Г. Белинский. Похождения Чичикова, или Мертвые души):
Вообще, ни один поэт на Руси не имел такой странной судьбы, как Гоголь: в нем не смели видеть великого писателя даже люди, знавшие наизусть его творения; к его таланту никто не был равнодушен: его или любили восторженно, или ненавидели. И этому есть глубокая причина, которая доказывает скорее жизненность, чем мертвенность нашего общества. Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность, и если к этому присовокупить его глубокий юмор, его бесконечную иронию, то ясно будет, почему ему еще долго не быть понятным и что обществу легче полюбить его, чем понять.
В 1840–1850-е гг. на литературную стезю вступило новое поколение русских писателей (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Островский) и поэтов (Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет). Протест против самодержавия и крепостничества, желание счастья и свободы всему народу и стране пронизывали их творчество. Традиции Пушкина и Гоголя продолжал Ф. М. Достоевский. Его первая повесть «Бедные люди», восторженно встреченная Белинским, защищала достоинство простого человека, показывала его превосходство над представителями аристократии.
Огромное значение для развития русской литературы имели журналы «Современник», основанный в 1836 г. А. С. Пушкиным, и «Отечественные записки» А. А. Краевского. В «Современнике» были опубликованы произведения Пушкина («Пир Петра Великого», «Капитанская дочка», «Скупой рыцарь») и сочинения близких ему aвторов: «Нос» Гоголя, стихотворения Е. Баратынского, А. Кольцова, Ф. Тютчева. В журнале «Отечественные записки» впервые появились стихотворения Н. А. Некрасова, произведения М. Ю. Лермонтова («Бэла», «Тамань», «Фаталист»), критика В. Г. Белинского.
Деятельность Белинского оказала большое влияние на литературу первой половины XIX в. Его принято считать основоположником русской реалистической критики. Концепция реализма в eгo работах была неотделима от народности литературы.
2.Театр и балет
В первой половине XIX в. наряду с крепостными театрами русских аристократов (Шереметевых, Юсуповых) появилась императорские театры − Александринский (1832 г.) и Большой (Каменный) в Петербурге (основан в 1784 г.), Малый (1824 г.) и Большой (1825 г.) в Москве, существующие за казенный счет.
Под влиянием Отечественной войны 1812 г. в петербургском Большом театре с огромным успехом шли пьесы, посвященные борьбе за отчизну, прославляющие подвиги героев, в особенности трагедии В. А. Озерова. Самой известной постановкой озеровских пьес стала премьера «Дмитрия Донского». В театре были впервые поставлены «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя (1836 г.). Этапное значение для судеб русской сцены имела постановка опер М. И. Глинки «Жизнь за царя» (1836 г.), «Руслан и Людмила» (1842 г.). Любимцами аристократической публики Петербурга были трагические актеры В. А. Каратыгин, А. С. Яковлев и Е. С. Семёнова.(Г. Л. Лори, М. Г. Лори. Вид Большого театра в Санкт-Петербурге.)
На сцене Малого театра блистали актеры П. С. Мочалов и М. С. Щепкин. Игра Мочалова в трагедиях Шекспира, в драмах Шиллера потрясала зрителей. Вершиной его творчества стала роль Гамлета. Щепкин стал основоположником сценического реализма, актером, создавшим незабываемые образы в пьесах Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Тургенева.
Развитие русского балетного искусства связано с именем французского балетмейстера, педагога и драматурга Ш. Дидло, приглашенного в 1801 г. в Россию. В течение 28 лет он возглавлял императорскую школу, приглашал иностранных балерин и танцовщиков в Мариинский театр, знакомил Петербург с искусством европейских знаменитостей. Под его руководством раскрылся талант М. Д. Новицкой и А. И. Истоминой.
3.Музыка
Процесс утверждения русской музыкальной культуры шел в разных направлениях. Творчество композиторов начала XIX в. было связано с театром. К ранним театральным жанрам принадлежали сказочные оперы «Князь-невидимка» и «Илья-богатырь», патриотическая опера «Иван Сусанин» К. А. Кавоса, музыка О. А. Козловского к трагедиям В. А. Озерова, оратория С. А. Дегтярева «Минин и Пожарский» («Освобождение Москвы»).
Важную роль в развитии русского романса сыграли композиторы А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев, А. Н. Верстовский. Автор знаменитого «Соловья» на слова А. А. Дельвига Алябьев внес романтическую струю в русскую вокальную музыку. Он написал романсы на слова Пушкина («Я вас любил», «Пробуждение», «Зимняя дорога» и др.). Варламов создал около 200 романсов и песен на стихи русских поэтов М. Ю. Лермонтова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета, А. В. Кольцова и др. В его романсах нашли отражение образный строй русской народной песни, ее интонационные и ладовые особенности. Лирическое дарование Гурилева раскрывается в его лучших романсах «Вам не понять моей печали», «Внутренняя музыка». Традиции сказочности и былинности присущи романтической опере Верстовского «Аскольдова могила».
В создании русской национальной музыкальной школы исключительную роль сыграл М. И. Глинка, автор первой национальной оперы «Жизнь за царя» (1836 г.). Сюжетом для нее послужило предание о подвиге костромского крестьянина, который вдохновил К. Ф. Рылеева, написавшего думу «Иван Сусанин». И Рылеев, и Глинка в героическом поступке простого человека увидели проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли. В опере «Руслан и Людмила» (1842 г.) Глинка развернул картины былинного эпоса. Его музыкальная фантазия «Камаринская» и Испанские увертюры «Арагонская охота» и «Ночь в Мадриде» заложили основы симфонической музыки.
Из документа (В. Ф. Одоевский. Письмо к любителю музыки об опере г. Глинки: Жизнь за царя):
Искусная контрапункция, все музыкальные хитрости, есть дело знания, разумеется, соединенного с талантом; счастливые мотивы − дело счастливой организации, их не перечтешь в опере, и мы знаем, по прежним сочинениям Глинки, они ему ничего не стоят, они родятся у него так легко, что не за что ему сказать и спасибо; но создать новый, неслыханный дотоле музыкальный характер, возвысить народный напев до трагедии − это дело творческого вдохновения, которое дается редко и немногим. Оттого мы считали себя вправе сказать после первого впечатления, произведенного на нас оперою, и теперь, после пяти представлений, повторить еще раз, что с этою оперою начинается новый период в искусстве, период русской музыки.
Композитор А. С. Даргомыжский в опере «Русалка» показал драму социального неравенства, драму простого человека. Его кредо в искусстве «хочу правды» послужило основой для реалистического направления в русской музыкальной культуре.
4.Скульптура
Скульптура первой половины XIX в. представлена первым в Москве гражданским памятником К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади И. П. Мартоса (1818 г.), конными скульптурными группами на Аничковом мосту в Петербурге П. К. Клодта. Память о победе над Наполеоном запечатлена в памятниках М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де Толли у Казанского собора Б. И. Орловского, Александровской колонне на Дворцовой площади в Петербурге О. Монферрана, Московских триумфальных воротах О. И. Бове. Основным стилем, как и в архитектуре, являлся ампир. Огромное влияние на развитие скульптуры в этот период оказала Отечественная война 1812 г., что нашло отражение в увековечении памяти победившего русского народа.
5. Архитектура
В русской архитектуре первой половины XIX в. господствуют традиции позднего классицизма − стиль ампир, проявившийся в создании крупных архитектурных ансамблей Петербурга: Генерального штаба (К. И. Росси, 1818–1829 гг.), Сената и Синода (К. И. Росси, 1829–1834 гг.), Адмиралтейства (А. Д. Захаров), стрелки Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами (Т. де Томон), Казанского собора (А. Н. Воронихин, 1811 г.), Исаакиевского собора (О. Монферран, 1818–1858 гг.), Смольный институт (Д. Кваренги).
Признаками архитектурного ампира являлись наличие колонн, пилястров, лепных карнизов, богатство декорирования с элементами военной символики, для того чтобы подчеркнуть могущество власти и государства. Петербургский (александровский) классицизм был ориентирован на греческую античность.
После пожара 1812 г. вновь отстраивалась Москва. Памятниками классицизма здесь стали здание Манежа (А. А. Бетанкур) и ансамбль Театральной площади (О. И. Бове), здание Московского университета на Моховой (Д. Жилярди). Архитектурным сооружением в стиле классицизма в Одессе стала Потемкинская лестница (А. И. Мельников). Московский и провинциальный ампир этого периода практически не затронул официальные здания, отразившись в декоре монументов и памятников, а также в частных строениях.
В конце 1830-х гг. классицизм сменяется эклектикой (смешением архитектурных стилей). Храм Александра Невского в русской колонии Александровка в Потсдаме (1826 г.) В. П. Стасова − первый из сохранившихся памятников русского стиля. Русско-византийский стиль храмового зодчества разработал К. А. Тон, создатель Большого Кремлевского дворца (1837–1854 гг.) и Оружейной палаты (1851 г.), автор проекта храма Христа Спасителя (1839–1883 гг.). Он построил здания вокзалов на Николаевской железной дороге и здание Таможни в Москве.
6. ЖИВОПИСЬ
В живописи в этот период долго господствовал классицизм, представленный Академией художеств. В центре внимания «академиков» были библейские и религиозные сюжеты. Преодолеть узкие рамки «академизма» стремились О. А. Кипренский и В. А. Тропинин. Искусство Кипренского отличали страсть и порыв, стремление к передаче движения внутренней жизни. Лучшая часть его творчества − портреты, среди которых наиболее известен романтический портрет А. С. Пушкина. Замечательны жанровые портреты Тропинина, вызванные интересом художника к среде: «Кружевница», «Золотошвейка», «Гитаристы».
Попытку преодолеть академизм в рамках самого академизма предпринял К. П. Брюллов. Ему удалось соединить академическое холодное мастерство с романтическим размахом, особенно в самой знаменитой своей картине «Последний день Помпеи». Театрализованность академического полотна, эффектность поз, романтическое освещение с контрастами света и тьмы сочетались с максимально реалистическим изображением исторического события − извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушение города Помпеи близ Неаполя. В изображении природной катастрофы и людей, спасающихся бегством, ощущаются отголоски европейских революций и предчувствие новых катастроф.
Создателем бытового жанра в русской живописи стали А. Г. Венецианов. На его картинах человек изображен в окружении природы. Лучшие творения Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» раскрывают красоту русской природы.
Центральной фигурой русской живописи первой половины XIX в. являлся А. А. Иванов. В течение 20 лет он писал главную свою работу «Явление Христа народу». Это полотно полно удивительных достоинств: изображение природы и людей, характеров, душевных проявлений, движения сердца, гениальна сама мысль − изобразить открывшуюся людям истину и надежду на спасение. Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит. Весть эта произвела сильное волнение среди собравшегося народа, этот момент Иванов и изобразил на своей картине.
Одним из первых к реализму в живописи обратился П. А. Федотов. «Сватовство майора» − вершина творчества художника − изображает искусственный мира брака, который предстает как заурядная сделка. Майор − дворянин − берет в жены перезрелую невесту из купеческого рода ради денег. Обличительны и другие произведения Федотова: «Свежий кавалер», «Анкор, еще анкор», «Игроки».
Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, в котором нашли отражение рост самосознания народа и новые демократические начала, утверждавшиеся в России.
Задание и вопросы к лекции:
1. Какие стили преобладали в различных направлениях русской культуры? Приведите примеры.
2. Подготовьте сообщение об одном из представителей культуры Золотого века.(в доступной форме: письменная работа или презентация)